История

23 октября 2025 в 09:13
Под Ростовом Великим археологи нашли редкий топор мерян X века
По словам исследователей, подобные предметы на территории Ростовской земли встречаются крайне редко.
Под Ростовом Великим археологи нашли редкий топор мерян X века

В рамках совместной экспедиция музея-заповедника «Ростовский кремль» и Института истории материальной культуры РАН археологи обнаружили редкий топор возрастом около тысячи лет. Находку сделали у села Шулец под Ростовом Великим.

В июле—сентябре 2025 года учёные под руководством археологов Алексея Каретникова и Сергея Зозули исследовали древнее поселение X–XIII веков и связанный с ним могильник. Среди десятков найденных предметов из железа и меди особый интерес вызвал целый железный топор X века — редкая и хорошо сохранившаяся находка для Ростовской земли.

Топор с вытянутым узким лезвием и весом около 550 граммов отнесён специалистами к так называемым проушным узколезвийным типам. Такие орудия были распространены у финно-угорских народов в раннем средневековье и использовались как в хозяйстве, так и в бою.

По словам исследователей, подобные предметы на территории Ростовской земли встречаются крайне редко. Ранее аналогичные топоры находили лишь на Сарском городище в 1920-х годах. Топор из Шульца стал первой находкой такого типа за пределами этого памятника. Археологи отмечают, что открытие имеет важное значение для изучения материальной культуры средневековой мери — народа, населявшего эти земли более тысячи лет назад.

Фото: музей-заповедник «Ростовский кремль»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

20 октября 2025 в 17:39
В Ярославской области стартовал проект РГО «Ситская битва», приуроченный к 800-летию сражения
Учёные начали первые археологические исследования на месте событий 1238 года в Некоузском округе.
В Ярославской области стартовал проект РГО «Ситская битва», приуроченный к 800-летию сражения

В Ярославской области стартовал масштабный историко-географический проект «Ситская битва», посвящённый 800-летию одного из ключевых событий русской истории. Инициатива реализуется Ярославским областным отделением Русского географического общества при поддержке гранта правительства региона.

— Проект направлен на реконструкцию событий 1238 года — крупнейшего сражения на территории области. Ситская битва стала поворотной точкой в истории русского государства, заложив основы для его дальнейшего развития, — отметил председатель областного отделения РГО Михаил Ильин.

В субботу, 18 октября, полевые исследования начались в окрестностях деревни Лопатино Некоузского округа. Участники экспедиции провели шурфовки и обследовали известные курганные могильники вдоль реки Сить. В дальнейшем работы продолжатся у деревень Красное и Юрьевская, где расположены возможные места древних поселений.

— Мы проводим первый разведочный выезд, это долгосрочная работа, рассчитанная на десятилетия. На начальном этапе мы знакомимся с местностью, где ранее не велось полноценных раскопок, — поделился учёный-секретарь музея-заповедника «Ростовский Кремль», доцент ЯрГУ им. П. Г. Демидова Денис Уткин.

Археологи оценивают геоморфологию территории, типы грунтов, глубину материка и состояние оврагов. Основной задачей археологов на данный момент является установление факта существования домонгольского селища. Полученные результаты станут основой для последующих этапов исследований и разработки концепции будущего мемориального комплекса.

Фото: ЯОО РГО

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

15 октября 2025 в 20:11
В Ярославле объектом культурного наследия стали железнодорожные мастерские
Объект признан памятником регионального значения.
В Ярославле объектом культурного наследия стали железнодорожные мастерские

В Ярославле в реестр объектов культурного наследия внесено здание главных железнодорожных мастерских Северной железной дороги. Объект признан памятником регионального значения.

Комплекс расположен на улице Ползунова, 1. Это пример исторической промышленной застройки начала XX века. Строились мастерские в два этапа. С 1905 по 1912 годы были возведены паровозосборочная и механическая мастерские, силовая станция, литейная мастерская, кузница и водонапорная башня — основные производственные помещения. Затем, в период с 1913 по 1917 годы, были достроены котельный цех и деревянные здания колёсного, тендерного, трубомедницкого, стрелочного цехов.

После событий 1917-1918 годов в этих зданиях ремонтировали повреждённые паровозы и подвижной состав. В 1929 году на базе мастерских был создан Ярославский паровозоремонтный завод. Большую роль он играл во время Великой Отечественной войны. Сейчас в этом комплексе размещается Ярославский электровозоремонтный завод.

Всего в регионе сейчас 2 325 объектов культурного наследия. Из них 126 включено в реестр в этом году.

Фото: пресс-служба правительства Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

14 октября 2025 в 10:24
В Ярославле представили новое исследование о купеческом роде Понизовкиных
В книге говорится, что архитектором знаменитого замка Понизовкина был вовсе не родственник Михаила Лермонтова.
В Ярославле представили новое исследование о купеческом роде Понизовкиных

12 октября в Ярославской областной библиотеке имени Н. А. Некрасова состоялась презентация книги краеведа Александра Пенкина «Понизовкины: история и наследие рода». Издание стало итогом многолетнего исследования истории купеческой семьи Понизовкиных — одного из самых известных ярославских родов XIX — начала XX века, чьи представители внесли значительный вклад в развитие промышленности, сельского хозяйства, образования и благотворительности в регионе.

Автор книги проследил генеалогию рода Понизовкиных — от первых упоминаний до наших дней. Несмотря на череду исторических катаклизмов, род не прервался. Некоторые потомки семьи, проживающие в России, уже посетили Ярославль и поддержали издание книги, а с другими, живущими в Польше, только предстоит установить связь.

В книге также представлены настоящие открытия. Например, новая, документально подтверждённая гипотеза гласит, что автором проекта знаменитого замка Понизовкина был не губернский инженер Николай Лермонтов, как считалось ранее, а архитектор московского модерна Иван Тимофеевич Барютин.

В издании более 360 страниц, 200 редких иллюстраций, в том числе ранее не публиковавшихся, архивные документы, списки работников фабрик и заводов, личные письма, фотографии, воспоминания современников. По сути, это не просто книга о династии, а целая энциклопедия эпохи, живой портрет промышленной и духовной жизни Ярославского края.

Фото: Культура Ярославии, Издательское бюро «ВНД»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

9 октября 2025 в 16:02
Ярославцы вспоминают земляков, участвовавших в битве за Кавказ
Героическая операция завершилась 9 октября 1943 года.
Ярославцы вспоминают земляков, участвовавших в битве за Кавказ

9 октября россияне чтят подвиг советских войск, одержавших победу над немецко-фашистскими захватчиками в Битве за Кавказ — одном из самых значимых и продолжительных сражений Великой Отечественной войны. Героическая операция, начавшаяся 25 июля 1942 года и завершившаяся 9 октября 1943 года, стала вторым по продолжительности сражением после блокады Ленинграда, длившимся 872 дня. Эта дата включена в перечень Дней воинской славы России, установленных Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России».

Битва за Кавказ, длившаяся с июля 1942 года по октябрь 1943 года, стала одним из ключевых эпизодов Великой Отечественной войны. Уступая по масштабам Сталинградской и Курской битвам, битва за Кавказ, тем не менее, имела огромное значение не только непосредственно для СССР и Германии, но также для участников антигитлеровской коалиции с одной стороны и гитлеровских сателлитов — с другой, поскольку речь шла о контроле над стратегическим нефтеносным районом и коммуникациями через Главный Кавказский хребет.

В силу многих причин, в первую очередь, в связи с географическими особенностями и сложностью рельефа, в битве за Кавказ значительную роль сыграли специальные, особо подготовленные подразделения, в первую очередь, войска Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР, пограничные и диверсионно-разведывательные части.

Летом 1942 года положение Красной Армии было критическим: немецкие войска прорывались к Волге и угрожали Кавказскому региону. Захват Кавказа мог стать переломным в ходе войны — в этом случае гитлеровская Германия получила бы контроль над огромными нефтяными ресурсами, возникала угроза прорыва немцев в Закавказье и, далее, на Ближний Восток. В сложившейся оперативной обстановке задействованные на Кавказе войска НКВД, благодаря своей подготовке и опыту, участвовали в операциях по уничтожению наиболее боеспособных частей противника. Так, в сентябре 1942 года была проведена операция «Гром», в ходе которой войска НКВД совместно с частями РККА разгромили крупную группировку немецких элитных частей — альпийских стрелков, пытавшихся захватить перевал Санчаро. Другой яркий пример — участие 10-го пограничного полка в обороне перевала Марухский, который был ключевым пунктом на пути к Черному морю. Благодаря героизму воинов-чекистов, продвижение противника на этом стратегическом направлении было остановлено, и противник — его ударные и наиболее боеспособные части — понёс серьёзные потери.

В указанных операциях участвовали в том числе и ярославцы, в ту пору молодые офицеры частей НКВД, которые в дальнейшем, уже после окончания Великой Отечественной войны, продолжили службу в органах государственной безопасности в Ярославской области.

Один из героев-чекистов — уроженец Ярославской области Королёв Борис Николаевич 1917 года рождения, в годы войны красноармеец, затем старшина и парторг 7-й заставы 23-го Дважды Краснознаменного пограничного отряда войск НКВД СССР (Южный и Северо-Кавказский фронты). Архивные документы свидетельствуют: старшина Королёв Б. Н. лично уничтожил десять немецких солдат и офицеров, задержал трёх агентов немецкой разведки и более 30 дезертиров, получил ранения. За боевые подвиги чекист Борис Королёв награждён медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Кавказа», после войны служил в пограничных частях Литовского пограничного военного округа, а с 1947 года проходил службу на различных должностях в УМГБ, затем УКГБ при СМ СССР по Ярославской области.

Другой наш земляк, Слёзкин Анатолий Иванович, 1918 года рождения, участвовал в битве за Кавказ в составе 62-го отдельного мотоциклетного батальона Северо-Кавказского фронта, был тяжело ранен, награждён медалью «За оборону Кавказа» в 1944 году, после ранения продолжил службу в органах госбезопасности. После войны, проходя службу на оперативных должностях в УМГБ Ярославской области, участвовал в контрразведывательных операциях по выявлению скрывшейся от правосудия вражеской агентуры. Уже в 1950-е годы оперативная группа подполковника Слезкина выявила пять лиц из числа нацистских пособников, совершивших военные преступления на оккупированных территориях СССР.

Подвиги ярославцев, участвовавших в битве за Кавказ, не забыты. Боевая доблесть и отвага бойцов войск НКВД в годы Великой Отечественной войны служит примером для современного поколения защитников Отечества, в том числе наших земляков, участвующих в специальной военной операции.

Ярославцы вспоминают земляков, участвовавших в битве за КавказЯрославцы вспоминают земляков, участвовавших в битве за Кавказ

Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

7 октября 2025 в 20:33
В Дзержинском районе Ярославля начинают большую стройку на месте зелёной зоны
За забором оказались также детская площадка и даже мусорка.
В Дзержинском районе Ярославля начинают большую стройку на месте зелёной зоны

В Дзержинском районе Ярославля во дворе среди советских многоэтажек начинается строительство очередной высотки-новостройки. Появление строительного забора на месте привычной зоны отдыха жителей соседних домов повергло буквально в шок. Подробности грядущей большой стройки — в нашем материале.

Первые дома построили ещё в 1960-е

Речь идёт о работах во дворе девятиэтажки 12 корпус 3 по улице Труфанова, пятиэтажек 81 и 83 по Ленинградскому проспекту и 24 по проспекту Дзержинского. Под застройку пойдёт, по сути, весь двор, располагающийся между указанными домами.

Пятый микрорайон Дзержинского (ранее Северного жилого) района Ярославля, где располагается проблемный двор, застраивался в 60-70-е годы прошлого столетия. Дом 12 корпус 3 по улице Труфанова даже успел побыть 96-м домом по улице Урицкого — в самостоятельную улицу Труфанова часть прежней Урицкого была выделена только в середине 1980-х.


У новостройки под номером 96. 1970-е годы

Местные жители вспоминают: их двор всегда славился большой зелёной зоной и местами для активного отдыха. Однако в прошлом году неожиданно оказалась вырублена зелёная аллея, заботливо высаженная брагинцами ещё в советское время. Теперь же, очевидно, пойдут под вырубку ещё десятки деревьев.

Продали ещё в 2009-м

Впервые местные жители услышали о готовящейся стройке ещё год назад, в сентябре 2024-го. В министерстве строительства Ярославской области тогда подтвердили, что работы действительно готовятся, и добавили, что разрешение на них выдано ещё летом 2023 года.


Под застройку идёт весьма немалая площадь

Однако на самом деле, как нам удалось выяснить в мэрии Ярославля, история с застройкой двора тянется с 2009 года. Как утверждают в городской администрации, тогда даже прошли общественные обсуждения проекта. Однако землю под застройку компании «Стройиндустрия» в рамках программы поддержки обманутых дольщиков отдали только в 2020-м. Позднее участок в аренду получила дочерняя компания «Стройиндустрии». 3 июля 2023 года департамент строительства Ярославской области выдал ей разрешение на строительство. К слову, в начале текущего года компания-застройщик получила название ООО «СЗ «ЖК „У прудов“». 24 июля 2025-го в разрешение на строительство был внесён ряд изменений. Действовать оно будет до 4 декабря 2029 года. Хотя и сдать объект застройщик рассчитывает раньше. Генеральным подрядчиком проекта значится ООО «Волга-Строй».

Будет семиэтажка

Главный вопрос: что же будут строить? Как говорится в ответе мэрии на официальный запрос нашего издания, напротив дома № 24 по проспекту Дзержинского, на земельном участке с кадастровым номером 76:23:011201:96 должен быть построен многоквартирный жилой дом высотой в семь надземных этажей, рассчитанный на 145 квартир общей площадью 6 197 квадратных метров.

«Какие-либо объекты в границах земельного участка отсутствуют», — говорится в ответе мэрии.

Таким образом, сносить для начала строительства ничего не придётся.


Местные жители новому соседству не очень рады

Однако жители соседних домов, увидев в начале сентября 2025-го строительный забор во дворе, были, мягко говоря, шокированы. Стало очевидно, что разговоры о стройке дошли до дела. Главное опасение людей в том, что старые дома окажутся затемнены, а их окна расположатся буквально напротив окон новых соседей, что, естественно, добавит дискомфорта. Кроме того, могут возникнуть проблемы с коммуникациями, парковками, есть риск нехватки мест в соседних школах.


Новый дом расположится чуть ли не вплотную к соседним

В мэрии же уверяют: проект получил положительное заключение экспертизы. А значит, никаких норм планируемая стройка не нарушит. Мест в школах и детсадах тоже хватит — это было просчитано ещё 16 лет назад.

Фундаментам (как и людским ушам) стройка, заверяют власти, тоже не навредит: при строительстве обещают применять технологии, минимизирующие уровень шума.

Но больше всего прямо сейчас жителей беспокоит то, что за забором оказались детские и спортивные площадки, а также буквально десятки деревьев. Передвинуть пришлось даже мусорные контейнеры.

— При строительстве дома 10а по Труфанова обещали детскую площадку, но получили только стоянку для авто и пустую резиновую площадку без ограждения. При этом снесли хорошие детские комплексы и спилили деревья, — сетует местная жительница Юлия Викулова.

— Добивает, что огородили поле, где дети постоянно играли в футбол и баскетбол! Там были ворота и столб с корзиной для баскетбола. Теперь ничего нет, всё за их забором, — добавляет Елена Ульяшина.



Детская площадка оказалась за забором

В мэрии же уверяют: на данный момент заявлений на выдачу разрешения на право вырубки зелёных насаждений не поступало. Однако очевидно, что без этого точно не обойтись.

Территорию обещают облагородить

Что касается детских и спортивных площадок, то здесь жителям стоит запастись терпением. После завершения строительства зона отдыха во дворе новостройки, конечно, появится. Однако стоит вопрос, будет ли она доступна жителям старых домов?..

А ещё совершенно точно придётся четыре года наблюдать рядом с жилыми домами тяжёлую технику — проехать на строительную площадку можно будет только с дублёра проспекта Дзержинского, минуя детскую поликлинику и детский сад. Ну, или через соседние дворы.


Большегрузы будут ездить прямо у детского сада

По завершении строительства территорию у нового дома обещают благоустроить, сделав современной, красивой и ухоженной. И это, конечно, хорошо. Но у жителей соседних домов остаётся актуальным вопрос к городской администрации: а почему территорию нельзя сделать такой же, не прибегая к точечной застройке?..

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

Александр Романов, Арина Трегубова

7 октября 2025 в 10:23
Мельница в Коровниках получит статус объекта культурного наследия
Похоже, что теперь легендарный «Крейсер» точно не снесут.
Мельница в Коровниках получит статус объекта культурного наследия

Здание бывшей паровой мельницы в историческом районе Коровники рекомендуется включить в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. К такому выводу пришла государственная историко-культурная экспертиза, проведённая по заказу областной службы охраны ОКН.

Речь идёт о доме № 12 по Златоустинской улице. Здание паровой мельницы, прозванное в народе «Крейсером», обрело официальное название «Мукомольная паровая мельница купца А. В. Беляева» и точную дату строительства — 1885 год. В ходе исследований были изучены архивные документы, проведены натурные осмотры и анализ исторического контекста.


Фото: «Ярославль | История Ярославля» / VK

В 1884 году ярославский купец Александр Беляев приобрел земельный участок у мещанки Екатерины Подошвенниковой и купеческой дочери Анны Урядовой. Проект паровой мукомольной мельницы утвердили в 1885-м, и уже через год она заработала на полную мощность. Это было современное для своего времени предприятие: шестиэтажный каменный корпус с паровой машиной мощностью 80 лошадиных сил, где круглосуточно трудились 56 рабочих в три смены. В 1891 году владельцами стали костромские купцы Алексей и Павел Стоюнины, а после революции 1917 года производство закрыли, переоборудовав здание под жилой дом.

Архитектурно мельница воплощает «кирпичный стиль» второй половины XIX века и отражает промышленное развитие Ярославля как крупного центра хлебной торговли на Волге. Сохранившиеся элементы — объемно-пространственная композиция, фасады с лопатками и карнизами, контрфорсы — признаны аутентичными и подлежащими охране. А фабричная труба, кстати, до сих пор доминирует в панораме района.

«Выявленный объект культурного наследия „Здание паровой мельницы“, до 1917 г., подлежит включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», — говорится в акте ГИКЭ.

Мельница в Коровниках получит статус объекта культурного наследияМельница в Коровниках получит статус объекта культурного наследия

Фото: ГАЯО

Однако судьба мельницы непростая. В 2015 году постановлением мэрии Ярославля дом признали аварийным и подлежащим сносу, но решение не исполнили. В мае 2025 года в шестиэтажном корпусе произошёл пожар, уничтоживший крышу и перекрытия верхних этажей.

Заглавное фото: Яркуб

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

3 октября 2025 в 15:28
В Ярославле проходит российско-китайская конференция к 80-летию Победы
В конференции принимают участие исследователи и преподаватели вузов из Москвы, Ярославля, а также ведущих университетов КНР.
В Ярославле проходит российско-китайская конференция к 80-летию Победы

В Ярославле проходит международная научная конференция «80-летие Победы в мировой антифашистской войне и войне сопротивления китайского народа японским захватчикам». Открытие мероприятия состоялось 3 октября в Ярославском государственном педагогическом университете имени К. Д. Ушинского.

В своём приветственном слове ректор ЯГПУ Михаил Груздев отметил, что Советский Союз и Китай понесли колоссальные потери в годы войны — 27 и 35 миллионов человек соответственно.

«В наши дни Российская Федерация и Китайская Народная Республика выступают за сохранение исторической памяти, исторической правды о войне, против героизации нацизма. Совместное обсуждение российскими и китайскими учёными ключевых вопросов истории Второй мировой войны будет способствовать углублению наших знаний о подвиге советского и китайского народов», — рассказал Груздев.


В конференции принимают участие исследователи и преподаватели вузов из Москвы, Кирова, Белгорода, Ярославля, Донецка и Луганска, а также ведущих университетов КНР и Китайской академии общественных наук. В Ярославль приехали более 30 представителей китайских университетов. В ходе пленарного заседания прозвучали доклады российских и китайских исследователей о периодизации Второй мировой войны, советско-китайском сотрудничестве, военных преступлениях, а также об опыте преподавания истории войны в школах и вузах.

В частности, профессор Шаньсийского педагогического университета Ху Бо рассказал о китайско-советском сотрудничестве в антифашистской войне, доцент Уханьского университета Моу Моин — о поддержке Советским Союзом Китая в период антияпонской войны в китайской историографии, а доцент Нанкинского университета У Хэ представил исследование о сотрудничестве Китая и России в области цифровизации.

Отдельное внимание на конференции уделили вопросам сохранения исторической памяти и преподавания истории. Так, в секционных заседаниях обсуждались проблемы организации партизанского движения на Брянщине, образы Великой Победы в школьных учебниках стран СНГ, формирование исторической памяти о войне в Луганской Народной Республике и вклад подпольщиков Донбасса в разгром фашизма.


Отметим, организаторами конференции выступили ЯГПУ, Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена и Центрально-Китайский государственный педагогический университет.

Фото: Михаил Груздев

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

3 октября 2025 в 10:25
В Ярославле археологи нашли древнерусский гребень X-XIII веков
Редкая находка обнаружена при раскопках во дворе усадьбы Матвеевских на Советском переулке.
В Ярославле археологи нашли древнерусский гребень X-XIII веков

В Ярославле во время археологических раскопок во дворе усадьбы Матвеевских в Советском переулке был обнаружен цельный двусторонний гребень с частым и редким зубом. Находку отнесли к концу X — началу XIII веков.

Гребень имеет трапециевидную форму и выполнен без орнамента. Подобные предметы находят во всех древнерусских городах начиная с X века. Их изготавливали преимущественно из рога лося, реже — из моржовых клыков.

«Первоначально кость обезжиривали кипячением, иногда добавляя щёлок. Кость и рог пилили вдоль волокон, чтобы пластины не коробились при высыхании, тщательно очищали поверхность от мягких губчатых тканей. Основными орудиями были топор, пила с закруглёнными зубьями, ножи, сверла, напильники и т. д.», — отметили на историческом факультете ЯрГУ.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

30 сентября 2025 в 22:43
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
Однако память обещают сохранить — рассказываем, как это сделают.
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи

30 сентября в Ярославле завершается работа старых трамвайных вагонов. Также с 1 октября приостанавливается движение трамваев в центре и на Пятёрке. Одними из последних пассажиров стали корреспонденты «Яркуба».

Схема вновь изменится

Напомним, 1 октября в Ярославле стартует реконструкция путей на следующем участке — от трамвайного депо в сторону центра. Поэтому работа маршрутов №№ 1, 6к и 7к будет остановлена, а маршрут № 5к укоротят до депо. Пассажирам предлагают пользоваться электробусами №№ 50 и 60 и автобусом № 44, частично дублирующими трамвайные маршруты.

Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваиУшла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи

Ярославцам предлагают воспользоваться автобусами и электробусами

В течение этой осени планируют обновить участок до ТРЦ «Рио», построить там временное разворотное кольцо и продлить маршрут 5к. Движение до моторного завода рассчитывают открыть следующей весной. Полностью же обновлённые линии ярославцы могут оценить уже в конце следующего года.

Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваиУшла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи

Рельсы в центральной части города капитально не ремонтировались с 1970-х и действительно выглядят «уставшими». Та же история и на Пятёрке — реконструкция давно необходима

Поскольку в Дзержинском районе по реконструированным путям будут курсировать только новые вагоны, работа всех старых машин будет завершена. Получается, 30 сентября 2025 года — во многом исторический день для Ярославля, так как город прощается с трамваями, проработавшими более 25 лет.

Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваиУшла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи

Один из последних рейсов

Проработали 54 года

Чуть раньше в Ярославле тихо завершили работу вагоны модели КТМ-5. Сначала они ушли с городских маршрутов, но какое-то время в сентябре ярославцы ещё могли увидеть эти трамваи в Дзержинском районе на обкатке новых путей. Теперь же, по всей видимости, 54-летняя эпоха работы КТМ-5 в городе официально завершена.

Первые вагоны этой модели поступили в Ярославль в далёком 1971 году. Это те самые вагоны, в подавляющем большинстве красного цвета, знакомые не одному поколению ярославцев. В 1976-м последние «старички» КТМ-1 и Gotha были списаны, и КТМ-5 (71-605) на долгие годы стал единственным трамваем на ярославских улицах. По тем временам вагоны казались суперсовременными: более быстрыми, плавными, с удобными сиденьями и даже обогревом салона.

Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваиУшла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи

КТМ-5 на площади Подбельского. Начало 1970-х. Фото: Музей «ЯрГЭТ»

Поставки КТМ-5 в Ярославль продолжались 20 лет, до 1991 года. За всё это время в город поступило более 300 вагонов. Они ездили на Пятёрку, Перекоп, к Ярославлю Главному и даже успели побывать на площади Подбельского (Богоявления), в Торговом переулке, на Комсомольской и Первомайской улицах. Они же в 1977 году открывали и движение в Северном жилом районе (Дзержинском).

Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваиУшла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи

Запуск брагинского трамвая. 1 ноября 1977 года. Фото предоставлено руководителем музея истории ГОАУ ДО ЯО «ЦДЮ» Людмилой Павловной Капраловой

До наших дней сохранилось шесть вагонов этой модели. И три из них работали на маршрутах совсем недавно.

Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваиУшла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи

КТМ-5 на улице Блюхера. 2004 год. Фото: Ярослав Лученецкий

А эти — четверть века

Вагоны КТМ-19 (71-619) в Ярославле начали работу в день 990-летия города, в мае 2000-го — это те самые вагоны бежевого оттенка, которые продолжили работу до 30 сентября 2025-го. Правда, изначально был один-единственный экземпляр с бортовым номером 100 — выпуск приурочили ещё и к грядущему 100-летию ярославского трамвая. Новый вагон работал в центре города, на третьем маршруте, связывающем Мукомольный переулок и вокзал Ярославль Главный по улицам Большой Октябрьской и Ухтомского.

Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваиУшла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи

КТМ-19 на улице Труфанова в Ярославле. 2010-е годы

Ещё пять вагонов пришло в 2005 году для работы на маршруте № 7, связывающем Брагино и центр. Массовые же поставки случились в 2007 году после продажи территории депо № 3. Ещё порядка 20 штук пришло в 2018 году после списания в Москве. Всего в Ярославле успело поработать более 40 штук 71-619К и 71-619КТ.

Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваиУшла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи

КТМ-19 в Ярославле. 2010-е годы

Станут памятниками и музейными экземплярами

И всё же эти «старички» бесследно не исчезнут. Уже известно, что вагон КТМ-5 с бортовым номером 29 точно будет сохранён в качестве памятника. К слову, именно этот экземпляр 1983 года выпуска хотели сохранить работники депо.

— Идеальным вариантом было бы сохранение 29-го вагона. Он единственный из сохранившихся успел поработать по всем маршрутам — был и на Перекопе, и у Ярославля Главного, и в Мукомольном. Стоял и на территории депо № 3, где сейчас «Аура». В 2006 году прошёл капитально-восстановительный ремонт. Причём проходил его на ЦИБ № 81 в Ярославле. То есть новую жизнь фактически получил в нашем городе, — поделился в прошлом году в беседе с нашим изданием один из бывших работников трамвайного депо.

И вот, решение принято. Как сообщил директор «ЯрГорЭлектроТранса» Денис Пырлог, вагон будет установлен на постаменте рядом с депо. К слову, ещё в середине сентября 29-й перевозил пассажиров.

— Сегодня наша команда проводит восстановление легендарного вагона, и совсем скоро обновлённый КТМ-5М3 станет украшением территории нашего предприятия, — сказал Денис Пырлог.

Установить вагон на постамент планируют к 125-летию ярославского трамвая, которое будет отмечаться в декабре этого года.

Но и это ещё не всё. Как поделился с «Яркубом» директор «ЯрГЭТа», планируется оставить ещё несколько экземпляров для музея предприятия.

Продолжат жить в других городах?

Однако на линии КТМ-19 после завершения всех работ по реконструкции ярославцы уже вряд ли увидят.

— 619-е тоже будут отстранены от эксплуатации, так как условия контрактов с 1 октября исключают старый транспорт. Планируем реализовать вагоны при наличии покупателей. Информацию по регионам с действующими трамвайными системами уже направили, — поделился с «Яркубом» Денис Пырлог.

Ранее ярославцы предлагали старые вагоны задействовать на каких-то мероприятиях, например, на экскурсиях или театральных представлениях. Однако как нам сообщили организаторы «Театра в трамвае» (который, к слову, на время реконструкции путей в центре и на Пятёрке приостановлен), пока ясности с будущим проекта нет. Но, наверное, нельзя исключать и того, что за год что-то изменится и КТМ-19 ярославцы на улицах ещё увидят...

Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваиУшла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи

Уходит одна эпоха, приходит другая...


Фото в карусели: «Яркуб»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет