Евгений Чуркин, Министр регионального развития Ярославской области об административной реформе: «У людей не должно быть ощущения, что вообще что-то поменялось. Должно стать даже проще»
В Ярославской области весной 2024 года стартовала глобальная реформа системы местного самоуправления. Муниципальные районы будут преобразованы в муниципальные округа путём объединения входящих в состав районов поселений. Переход на одноуровневую систему, отмечают в правительстве области, позволит упростить структуру органов власти, создать единую, сильную команду и эффективнее управлять территорией.
Что это означает для простых жителей? В чём главные цели преобразований? Об этом корреспондент «Яркуба» побеседовал с министром регионального развития Евгением Чуркиным.
— Евгений Юрьевич, начнём с самого важного. Чем не устраивала существующая система и почему правительство области выступило с предложением о проведении реформы?
— Что означает двухуровневая система? Она подразумевает наличие городских и сельских поселений. Это первый уровень. Поселения входят в состав муниципальных районов — это второй уровень. У каждого образования есть свой избранный глава, свой представительный орган — депутаты, есть свой бюджет, свои нормативно-правовые акты. По существующему законодательству любой регион нашей страны имеет право самостоятельно определить, как будет устроено местное самоуправление на его территории.
Переход на одноуровневую систему означает объединение городских и сельских поселений и районов, в которые они входят, в муниципальный округ. А по факту — это объединение администраций в одно юридическое лицо. А точнее, это объединение усилий команд администраций.
Как известно, у единиц каждого уровня есть свой круг полномочий — у района свои, у поселения свои. Иногда эти полномочия передаются друг другу, иногда находятся на стыке. Объясню на примере дорог. Дорога между населёнными пунктами — это полномочия района. Когда вставал вопрос о ремонте, всегда нужно было получать согласование района и города, а иногда оно не получалось. И город делал с одной стороны дорогу, а район с другой. При одноуровневой системе поселение и район объединяются в единую структуру, работают как единая сильная команда, решая общие задачи на всей территории, не разделяя полномочия до отдельных деревень.
Второй важный момент — это так называемое выстраивание вертикали власти. Говоря простыми словами, как правительство области не может приказать что-то делать району, так и район не может приказать что-то делать поселению. Если нет взаимопонимания между районом и поселением, возникает дисбаланс, что тоже не в интересах жителей.
Кроме того, увеличиваются затраты на проведение выборов. Потому что сейчас мы выбираем глав в районы и поселения и депутатов, и не всегда даты этих выборов совпадают. К тому же часто происходит досрочное прекращение полномочий депутатов и глав по разным причинам, и нужно организовывать новые выборы. А это дополнительные траты денег местного бюджета, которые могли бы быть израсходованы на установку освещения, покос травы, подсыпку дороги, обустройство колодца — словом, всё то, что нужно жителям поселения. Не говоря о том, что этих депутатов ещё нужно найти — некоторые поселения очень маленькие, экономически активного населения там меньше тысячи человек.
Наконец, ещё один плюс объединения — сокращение сроков принятия решений, что немаловажно для жителей. Объясню на примере освещения. Сначала поселение принимает решение, какую сумму потратит на освещение, потом подписывает соглашение, потом передаёт в район. Далее районная дума должна собраться, принять эти траты, потом нужно провести торги... Это вполне законная процедура, по-другому никак, но на эти процедуры уходит месяц, а то и больше. А жители ждут освещение! Когда команда единая, сроки принятия решений ускоряются.
Министр регионального развития Евгений Чуркин. Фото: Министерство регионального развития
— Сколько регионов России уже перешли на одноуровневую систему? Каковы результаты мониторинга министерства?
— На данный момент уже 20 субъектов федерации полноценно перешли на одноуровневую систему. Ещё порядка 20 находится на пороге перехода. То есть это федеральная тенденция, мы не первопроходцы в данной реформе. Вообще, мы это преобразование могли провести ещё больше трёх лет назад, но министерству как раз было важно посмотреть, как это реализуют коллеги из других регионов. И, в общем-то, были правы, потому что те регионы, которые первыми осуществляли переход, потом кое-что поправили. Скажем так, сделали работу над ошибками. И чтобы нам её не делать, министерство постаралось учесть все негативные факторы, которые допустили коллеги.
— А в чём заключались эти ошибки? Можете рассказать подробнее?
— Есть регионы, где на уровне городских и сельских поселений, которые сейчас есть, сделали территориальную администрацию. Это правильное решение, потому что на территории всё равно должна быть власть. Люди должны приходить туда, где они привыкли видеть её представителей. В ходе реформы эту власть оставили, но руководителей на местах сделали руководителями территориального управления, но руководитель этого управления в структуре муниципального округа подчинялся не главе, а, как правило, заместителю главы по территориальному управлению. Опять-таки возникал дисбаланс, процесс принятия решения затягивался. Многие регионы сделали работу над ошибками, руководителя управления подчинив напрямую главе муниципального округа. Что это дало? Глава управления получил возможность прийти к любому заму, будучи подчинённым главе. Они разговаривают уже в авторитетных началах и более активно реагируют на просьбу. В общем, такую ошибку в проведении реформы мы сразу исключили. Руководители территориальных управлений должны подчиняться напрямую главе и быть на равных с замами, которые курируют ЖКХ, социалку и так далее.
Другая ошибка — это практически полное сокращение администраций. Условно, было десять человек, а оставили одного. Это мало. Сокращение администрации должно произойти не более чем на 30%. На территории должны остаться люди, которые решают так называемые малые вопросы местного значения, с которыми чаще всего обращаются люди. Чтобы в случае отсутствия на время болезни или отпуска сотрудников у людей не появлялся эффект отсутствия власти на местах.
— Реформу, чтобы дать ей ход, должны были поддержать жители районов в ходе публичных слушаний. Каковы их результаты, по данным министерства?
— Да, действительно, публичные слушания состоялись во всех поселениях и районах. Также состоялось обсуждение инициативы депутатами всех этих поселений и районов. На слушаниях не просто спрашивали у людей, за реформу они или против, а выслушивали все доводы и вопросы, чтобы понимать, что нужно поправить. Было порядка трёх решений, которые приняли именно по итогам публичных слушаний. Депутаты всех поселений поддержали реформу.
— Что в первую очередь волновало жителей?
— Во-первых, беспокоились главы администраций. В ходе реформы главы досрочно прекратят свои полномочия, не отработав все положенные пять лет. Поэтому правительством области было принято решение даже один отработанный главами год приравнять к полному сроку, что даст право служащим на муниципальную пенсию. Также жители просили летнее и зимнее содержание территорий не передавать в район, а оставить за территориальными администрациями. Министерство проанализировало и решило все малые вопросы оставить за территориями, дабы ускорить процесс решения мелких проблем населения, таких как уборка дорог, покос травы, замена лампочек и так далее.
— На каком этапе находится процесс преобразования в настоящий момент? Как исполняется принятая правительством области дорожная карта?
— В рамках дорожной карты, которая рассчитана на год, мы двигаемся с отклонением всего в десять дней. По всем районам ранее были созданы законопроекты о преобразовании, везде состоялись публичные слушания. 24 сентября депутаты Ярославской областной Думы поддержали инициативу 13 районов о преобразовании. Ранее аналогичные законопроекты были одобрены по Большесельскому, Борисоглебскому, Брейтовскому районам и Переславлю.
Заседание Думы 24 сентября. Фото: Ярославская областная Дума
— К слову, о Переславле. Изменение его статуса с городского округа на муниципальный — это часть реформы?
— Нет. Изменение связано с федеральным законодательством. Переславль попросту не соответствует нынешним критериям городского округа. А потому должен был быть преобразован в муниципальный округ в любом случае. Если конкретно, то Переславль не мог быть городским округом по двум критериям: плотности населения и соотношению городского и сельского населения.
— Когда уже законодательно будет закреплено образование муниципальных округов в регионе?
— Мы не бежим впереди паровоза. Министерство могло бы бросить все остальные дела и заниматься только административной реформой, но мы так делать, разумеется, не будем. Мы начали в апреле этого года и в апреле следующего планируем завершить переход. Также важно подчеркнуть, что закон в районах вступает в силу 13 декабря, с этой даты юридически округа начнут существовать. Но выборы депутатов во вновь образованных округах будут назначены, предварительно, на 6 апреля 2025-го. До выборов действующие депутаты и главы продолжат исполнять свои полномочия. А фактически полномочия завершатся даже после выборов — избранные депутаты формируют устав, структуру администрации, выбирают главу, после чего администрация начинает функционировать полноценно. Это будет примерно в мае 2025 года.
— Сколько человек предполагается сократить после реформы? Какие варианты им предлагаются? Что по этому поводу может сказать министерство?
— Уволен никто не будет. Всем, кто захочет работать, предложат работу в администрациях. Люди могут быть приглашены на немного другие направления деятельности, но под сокращение никто не попадёт. Вообще, во всех администрациях сейчас есть свободные ставки, наблюдается дефицит кадров. Поэтому всем, кто высвободится, у кого уменьшится объём работы, предложат другие варианты в администрациях.
— Какие изменения коснутся жителей напрямую? Может быть, изменятся время и место приёма граждан органами власти. Какова позиция министерства региональной политики в этом направлении?
— Приказать мы коллегам не можем, но мы очень настоятельно рекомендуем сохранить территориальные управления и администрации в тех местах, где существуют администрации действующих сельских поселений, куда люди привыкли ходить. У людей не должно быть ощущения, что вообще что-то поменялось. Наоборот, должно стать проще. Вместо того, чтобы по одному вопросу идти, например, в здание городской администрации, а по второму — в здание районной, человек пойдёт в одно здание, где примут и ответят на все вопросы.
— Безусловно, жителей всё же волнует вопрос, произойдут ли какие-то изменения в наименовании адресов? Потребуется ли внесение изменений в какие-либо документы?
— Менять документы не потребуется. Как только закон вступит в силу, в Росреестр уйдут соответствующие сведения, и изменения в документы будут вноситься, когда будет происходить их плановая замена.
— И всё же, как изменится наименование адресов? Давайте на конкретном примере. Есть «деревня Мокеевское Туношенского сельского поселения Ярославского района». Как будет именоваться после реформы этот населённый пункт?
— «Деревня Мокеевское Ярославского муниципального округа». Название непосредственно населённого пункта не изменится.
— А что с дублирующими названиями? Ведь в одном муниципальном округе могут оказаться несколько населённых пунктов с одинаковыми названиями.
— Сейчас коллеги ведут работу в этом направлении. Ближе к завершению реформы нужно будет принять решение. Возможно, населённые пункты будут как-то переименованы. Переименования, конечно, будут проходить по желанию жителей. Есть и другой вариант — в адресном перечне добавлять какие-то атрибуты, вроде сельского округа, чтобы населённые пункты разделить. Таких деревень в области в целом немного, население в них небольшое, то есть это точно не массовая история.
Названия населённых пунктов не изменятся. Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
— И в завершение немного о финансах. Сколько денег потребуется на преобразование, министерством подсчитано?
— 120-130 миллионов рублей, 90% из которых — это выборы. Реформа осуществляется за счёт средств областного бюджета.
— А сколько сэкономит регион после реформы, например, за год?
— Таких цифр я не назову ровно по той причине, что цель реформы — не экономия. Сэкономить получится разве что за счёт выборов. В остальном цель — экономия не финансов, а трудовых ресурсов, а также ускорение процедуры управления.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».