Рго
Юнонинский сад — живая память о Владимире Юнонине, священнослужителе, который стал жертвой репрессий в 30-х годах XX века. Но начать всё же стоит издалека. Этот волшебный сад находится в Первомайском районе, в селе с богатой историей и необычным названием Николо-Гора. Сколько ему лет, к сожалению, точно установить так и не удалось. Первые упоминания о нём были обнаружены в писцовых книгах 1627-1629 годов, и называлось оно тогда Корчкодом.
К этим годам в Корчкодоме уже стояла деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом великого чудотворца Николы. В 1801 году была возведена каменная церковь во имя святителя Николая чудотворца, деньги на её постройку собирали сами прихожане. А в 1903-м церковь расширили на средства купца первой гильдии Воеводского Петра Ефимовича.
Как же рассказывать об истории села и не упомянуть ни одного предания, которые местные жители бережно хранят в памяти? Такой легендой и стала история о выборе места для строительства каменной церкви. Предание гласит, что изначально храм хотели возвести на Починовском холме (один из трёх холмов, на которых стоит село). Именно туда принесли икону Николая Чудотворца перед строительством, однако на утро она оказалась на соседнем холме. И такое удивительное явление произошло дважды. Поэтому и церковь решили возводить там, куда чудесным образом перемещался лик святого. И вот уже больше двух веков она виднеется над Николо-Горой.
Кстати, о названии. Как только это поселение не именовали: Золотой Горой и Никольским погостом, Корчкодомом называли часть села, расположенную выше церкви, а Николой — находящуюся ниже. Ныне — Николо-Гора.
Интересно порассуждать, откуда взялись такие необычные топонимы. Например, есть версия, что село было образовано на месте корчмы (постоялого двора), стоявшей на большой проезжей дороге. Со временем рядом «выросли» ещё дома, так и появилось название «Корчкодом». Согласно другой версии, там, где сейчас находится село, раньше виднелся лишь одинокий дом корчего, что в переводе с церковно-славянского означало «кузнец» или «котельный мастер». Отсюда и пошло название. А почему же иногда можно услышать наименование Золотая гора или Никольский погост? Дело в том, что в холмах, на которых стоит поселение, находили человеческие кости, а в песчаном грунте — слюду золотистого цвета, как пишет Критский в книге «Наш край» (1907).
Значительное место в истории села занимает целая династия священников Юнониных. А создание Юнонинского парка, одной из главных достопримечательностей Николо-Горы, — заслуга Владимира Фёдоровича Юнонина, о котором дальше и пойдёт речь.
Эта история не просто о достойном человеке, а о священнослужителе, который не отказался от своей веры даже под гнётом атеистической пропаганды. Он родился 14 июля 1887 года в семье Фёдора Юнонина. Владимир окончил Пошехонское духовное училище, Ярославскую Семинарию и Киевскую Духовную Академию. После учёбы Владимир Фёдорович отправился преподавать в Вологодскую семинарию, однако после её закрытия в 1918 году вернулся в родные края. Там он учил ребят в Никологорской, Пречистенской и Корчкодомской школах. Но государство требовало воспитывать в детях атеизм, что, конечно, противоречило ценностям самого Владимира Фёдоровича. В 1920 году (по некоторым данным в 1921-м) Владимир стал священником вместо отца, который подал прошение об освобождении от службы из-за ухудшения здоровья.
Местные жители любили и уважали отца Владимира. Он почти не зарабатывал денег, так как с прихожан за требы не брал определённой суммы — каждый давал столько, сколько мог. Рассказывали, будто он не брал деньги в руки, а просил положить их в карман, чтобы не было искушения взглянуть и посчитать их. Иногда вместо денег он находил пуговицы, но никогда не ругался и не унывал из-за этого, потому что хорошо знал: жители села бедны.
Что же, самое время вернуться к Юнонинскому саду. Именно такую память оставил о себе Владимир Юнонин. Священнослужитель намеревался построить часовенку поблизости от храма, чтобы уединённо молиться, для этого даже Что же, самое время вернуться к Юнонинскому саду. Именно такую память оставил о себе Владимир Юнонин. Священнослужитель намеревался построить часовенку поблизости от храма, чтобы уединённо молиться, для этого даже выкопал в одиночку целый гектар земли рядом с селом, привёз из леса рябины и посадил их там. Хотя часовню Владимир так и не построил, ему удалось буквально укорениться на страницах истории Николо-Горы. Со временем здесь разросся настоящий сад. Раскинули свои ветви яблони, цвели акации, радовали плодами различные виды смородины, барбарис и орешник. Назвали это место «Поповский участок», раньше там любили устраивать гуляния, отдыхать целыми семьями. В 40-е годы сад сменила большая колхозная пасека. Существовал «Поповский участок» до 50-х годов, сейчас же там находится футбольное поле. Но всему живому отведено определённое количество времени. Прошёл почти век, и память о саде начала зарастать травой. в одиночку целый гектар земли рядом с селом, привёз из леса рябины и посадил их там. Хотя часовню Владимир так и не построил, ему удалось буквально укорениться на страницах истории Николо-Горы. Со временем здесь разросся настоящий сад. Раскинули свои ветви яблони, цвели акации, радовали плодами различные виды смородины, барбарис и орешник. Назвали это место «Поповский участок», раньше там любили устраивать гуляния, отдыхать целыми семьями. В 40-е годы сад сменила большая колхозная пасека. Существовал «Поповский участок» до 50-х годов, сейчас же там находится футбольное поле. Но всему живому отведено определённое количество времени. Прошёл почти век, и память о саде начала зарастать травой.
К сожалению, судьба Владимира Фёдоровича оказалась невероятно трагичной. Его арестовали 4 февраля 1930 года. Священника обвиняли в антисоветской и антиколхозной агитации, а также в противодействии работе комиссии по изъятию церковных ценностей, и в конечном счёте Юнонин был приговорён к трём годам заключения в Дмитлаге (лагерное объединение ОГПУ-НКВД, созданное для строительства канала Москва-Волга. — Прим. авт.). Именно там он провёл последние годы своей жизни. На допросе священнослужитель рассказывал, что не препятствовал изъятию церковных ценностей, а лишь с горечью смотрел на всё происходящее. Но отец Владимир не смог стерпеть, когда члены комиссии попытались испортить престол, чтобы понять, из какого металла он сделан. Священнослужитель помешал варварски испортить церковную реликвию и спас местных жителей от больших денежных расходов на освящение нового престола.
Об этом трагическом случае вспоминает младший брат Владимира Фёдор. Он вёл дневник, в котором рассказывал всё о своей жизни, есть там и заметки об аресте брата.
«Конец зимы 1930 года. Я сомневался в целесообразности колхозов без наличия к тому времени тракторов — в нашей полосе их ещё не было, но доверял партии. Так или иначе, я и моя жена были активистами в этом начинании. Первые совещания проходили у нас в школе и даже у нас на квартире. На помощь нам прибывали посланцы партии из среды рабочего класса.
В один из дней этого периода я, защищая старика Немирова, сказал, что есть другие священнослужители, которые ведут пропаганду против колхозов. Паренёк из рабочих живо поинтересовался:
— Кто другие?
— Да вот, например, брат мой.Паренёк тут же спросил, где он живёт, служит. Я этого никак не ожидал, но вынужден был сказать правду. Собеседник тут же пообещал сообщить об этом куда следует. На пасхальной неделе, к чему-то придравшись, брата моего забрали, направили на строительство канала Москва-Волга. Он там заболел и умер».
До конца жизни Фёдор будет винить себя в смерти брата.
Прихожане рассказывали, что во время ареста Владимира Юнонина многие плакали, сам же священнослужитель обернулся, оглядел храм, перекрестил его и произнёс: «Стоять тебе вечно!». Так непоколебимо и возвышается сейчас церковь Николая Чудотворца над селом.
Владимир Фёдорович Юнонин принадлежит целой династии священнослужителей, которые несколько веков вели за собой прихожан Никольского храма. Конечно, это нельзя предать забвению. Именно поэтому 23 июля 2024 года при входе у ворот храма поставили поклонный крест. А чтобы сохранить память о Владимире Фёдоровиче Юнонине, николо-горцы задались целью реализовать один интересный проект: восстановить сад. Эта идея, вдохновителем которой стала местная жительница Татьяна Воронина, нашла отклик не только среди сельчан, её поддержало и Первомайское местное отделение Русского географического общества.
«Здесь будет город-сад!» — именно такое название дали проекту. Во-первых, планируется перенести местоположение сада. Если раньше он находился рядом с селом, то теперь его высадят напротив храма, где некогда стоял родовой дом Юнониных. Предстоит непростая работа: для начала нужно будет очистить территорию. Затем каждый участник проекта посадит дерево или кустарник. И конечно же, следует смастерить и установить скамейки! Когда Юнонинский сад воссоздадут, в селе появится живой памятник, а у местных жителей — место для прогулок и отдыха.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Дарья Балдина
В Даниловском районе Ярославской области открылось местное отделение Русского географического общества. Основными направлениями его работы станут краеведческий туризм, работа с молодёжью и исследование русского старообрядчества.
Торжественная церемония открытия отделения состоялась 16 августа в модельной библиотеке Данилова. Председателем отделения единогласно был выбран уроженец города, краевед Максим Моисеев. Многим местным жителям он знаком как автор краеведческих статей и книг. Со времён студенчества он увлекается местным водным и пешим туризмом.
— Местные отделения — неиссякаемый источник локальных историй, которые мы вместе можем и должны сделать достоянием общественности. А именно это и является одной из главных задач РГО — рассказывать людям о географии нашей великой страны, — отметил в своём вступительном слове председатель Ярославского областного отделения РГО Михаил Ильин.Изучат историю русского старообрядчества: в Даниловском районе Ярославской области открылось отделение РГО
Фото: РГО
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Ещё во времена царской власти в уездных городах строились небольшие тюрьмы для пересыльных и подследственных преступников. Условия содержания были суровыми, но тогда отношение к негодяям разного толка было в духе христианской морали — хотели, чтобы те раскаялись и поняли свою вину перед самим обществом. Как писал Достоевский, вкладывая слова в уста старца Зосимы, настоящая кара и истинное наказание заключается в сознании собственной совести.
Такие пересыльные тюрьмы есть и в Ярославской области. Одна из них находится в Данилове. На въезде в город стоит знаменитый тюремный замок. С виду — обычная «заброшка», но она так и манит искателей удивительных историй.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Открытие тюремного замка относится приблизительно к 1864-65 годам, и свои функции он выполнял целый век — вплоть до 1960-х. Помимо отбытия наказания, заключённые занимались плотничеством и столярными работами, выращивали в огороде овощи, в доме народного творчества для них ставили спектакли.
Поскольку Даниловская тюрьма появилась сразу после отмены крепостного права, её узниками были люди низшего сословия и крестьяне, не имевшие средств, чтобы разумно распорядиться свободой. В замке содержались следственные и подсудимые, пересыльные и военные, несостоятельные должники и дети арестованных родителей. Число заключённых постоянно менялось. Так, в 1896 году через острог прошли 357 человек, в 1900-м — 225, а через четыре года уже 492. Сидели как мужчины, так и женщины. На трёх этажах здания умещалось несколько камер, в том числе одиночных, библиотека, аптека, склады, мастерские, квартиры для служащих и даже церковь.
Кстати, в те годы много осуждённых сидели за кражу. Тащили всё что ни попадя: деньги, скот, сахар, сено. Попадали в исправительное учреждение и за распитие самогонки. Причём не реже, чем за её производство. Воры, вымогатели, поджигатели и убийцы — набор вполне обычный для небольшой уездной тюрьмы.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
После закрытия здание тюрьмы передали под склады, а сейчас оно пустует и ветшает. В разное время местные власти хотели открыть в нём отель, идею вроде бы приняли хорошо — лишь бы сохранить ценные дореволюционные постройки. Но дальше нескольких проектов дело не продвинулось, хотя последние новости говорят, что нашёлся инвестор, готовый восстановить ансамбль.
Команда «Яркуба» совместно с Ярославским областным отделением Русского географического общества побывала в тюремном замке. Мы заглянули на каждый этаж и зашли в камеры, в которых каких-то сто лет назад сидели отъявленные преступники и попавшие под машину репрессий невинные. Кем и откуда они были, действительно ли из дома лишения свободы почти невозможно сбежать и чем занимались заключённые за решёткой? Чтобы ответить на эти вопросы, мы изучили немало уголовных дел и архивных документов.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Побег Фёдора Озерова
В начале третьего часа утра сего числа через подпилку одного звена решётки окна третьего этажа при помощи разорванного матраца и портов, скрученных в жгут, привязанный к решётке, спустились на задний двор тюрьмы арестанты — за окружным судом Фёдор Озеров и за судебным следователем Иван Груздев. Озеров скрылся, перепрыгнув через баркас над воротами, подсажен Груздевым. Дознание производится
Это текст телеграммы от 1 августа 1912 года, подписанной начальником Даниловкой тюрьмы Поройковым.
Из камеры № 15 сбежали двое арестантов. Они перепилили прут решётки и спустились в тюремный двор по верёвке, сшитой из тюфяка и подштанников. Надзиратель, который находился у ворот, услышав шум, направился обходить здание тюрьмы. В это время Озеров и Груздев подбежали к воротам. Первый перелез через стену и скрылся, второго успели задержать.
Рисунок камеры №15, из которой сбежали Озеров и Груздев
Груздев умер в заточении 1 апреля 1913 года, а бежавший Озеров в июне того же года был задержан. Он признался в побеге, но сразу после этого стал проявлять признаки умственного расстройства.
До побега 22-летний крепкий юноша был совершенно здоров (за исключением сифилиса, но тогда такое время было), а вернувшись, «стал вести себя странно, рвал на себе бельё, спал на полу без постели и называл себя Христом». Тюремный врач нашёл заключённого душевнобольным и отправил Фёдора в Московскую окружную лечебницу. Там за пациентом долго наблюдали. Докторам он говорил, что слышит голоса, которые приказывают ему и запрещают есть.
«Очень вял. Походка медлительная. Говорит монотонным, упавшим голосом. Ко всему безразличен. На расспросы врача говорит, что ему здесь чувствуется не особо хорошо, ничто здесь не ободряет. Лезут к нему разные „петрушки“, подсказывают ему разное сквернословие. Изредка он видит этих петрушек. Они белые и чёрные, разные... Между ними идёт из-за него какая-то борьба. Ему лезет в голову внушение, а иногда он видит, как чёрные тени, вроде человека с лапами, или белые фигуры в балахонах, какие-то женщины бегают по полу, выскакивают на окошко, фыркают. Раньше, в тюрьме, они утаскивали от него хлеб. Теперь он видит эти видения реже, чем в тюрьме, и не так ясно. За болезненные явления эти свои галлюцинации признать не решается», — говорится в истории болезни.
Врачи пришли к неутешительному диагнозу: истерический психоз. 12 июля преступника вернули в тюрьму. В итоге суд признал, что в момент совершения побега Фёдор Озеров страдал сумасшествием. Дело решили прекратить и меру пресечения отменить.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Как ни странно, личность Фёдора Озерова, крестьянина из деревни Привалово Даниловского уезда, обвинённого в краже из церкви при деревне Рудлево, довольна известная. О нём писали местные краеведы в историческом сборнике «Даниловские хроники», о нём есть информация даже в сети. Часто говорят, что он был единственным беглецом за всю историю замка. Однако эта версия разбивается об хранящееся в областном архиве «дело о надзирателях Даниловского тюремного замка Н. Ф. Шилове и Л. Л. Масленникове, обвиняемых в упуске арестантов из-под стражи».
Дело было в сентябре 1892 года. Начальник Даниловской тюрьмы Иван Нилков в ночь с 8 на 9 число по обыкновению осмотрел камеры и поставил часовых у ворот. Ничего не предвещало беды, но в полночь раздался какой-то шум и крик старшего надзирателя Евграфова: «Стой!»
Как оказалось, со среднего этажа сбежали арестанты Константин Румянцев и Василий Скобелев. Они просунули несколько деревянных щепок между болтом решётки на окне и таким образом расширили отверстие, через которое пролезли во двор.
Были и другие случаи побегов...
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Побег за водкой
Пожалуй, самый поразительный побег из Даниловской тюрьмы произошёл в 1928 году. Хотя и побегом это трудно назвать, ведь у арестантов Чудова Василия Григорьевича и Курьерова Сергея Георгиевича не было чёткого плана, ими руководило лишь желание выпить.
Итак, 21 апреля Чудов и Курьеров вместе с другими заключёнными под конвоем младшего надзирателя Мошкова разгребали Советскую площадь в Данилове от навоза.
Главные герои этой истории отвлеклись от работ на полбутылки водки, которую Чудову передал знакомый. Потом они купили ещё полбутылки и незаметно от надзирателя распили её. Выпитого оказалось мало. Тогда друзья сговорились пойти на квартиру отца Курьерова по Костромской улице (современная улица Циммервальда).
Спустя некоторое время Мошков заметил пропажу Чудова и Курьерова, один из заключённых, работавший у Торговых рядов указал, что те убежали в направлении церкви Николы. Мимо неё нужно было пройти, чтобы как раз оказаться на Костромской улице.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Мошков взял себе в напарники заключённого Сазонова и отправился на поиски беглецов. Обнажив наган, надзиратель зашёл в дом семьи Курьерова, отец и мать которого сказали, что их сын только что вышел во двор. Незамедлительно Мошков последовал по горячему следу.
— Стой! Буду стрелять! — крикнул надзиратель, увидев стоявшего за углом Курьерова, и бросился за ним.
В это время Сазонов вытащил во двор спрятавшегося в коридоре Чудова. Мошков повёл обоих пьяниц обратно к месту заключения, но всего через несколько шагов Чудов и Курьеров принялись крыть своего конвоира самой «отборной матерщиной» и угрожать расправой.
— Дальше не пойдём! Расстреливай на месте! — заявили они, не доходя пару метров до Романо-Борисоглебской улицы (ныне — улица Урицкого).
Мошков на провокацию не поддался и снова приказал идти, потянув руку к нагану. В этот момент Чудов бросился на Мошкова и сильным толчком в грудь сбил его с ног, вывернул левую руку и взялся за кобуру на поясе надзирателя. В драку хотел ввязаться и Курьеров, но его остановил Сазонов. К этой вакханалии присоединились жена и отец Курьерова и попытались сдержать буйного родственника.
Так с грехом пополам надзиратель довёл беглецов до тюремного замка. Всячески Курьеров и Чудов пытались сбросить с себя надзирателя, продолжали оскорблять и угрожать, вырывались и падали в грязь. Но сколько бы ни сопротивлялись арестанты, всё равно они оказались в камере.
На тот момент Курьерову исполнился 21 год, а Чудову — 23.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Беглец в шапке из каракуля
14 января 1921 года в Ярославле задержали известного уголовному розыску вора Лебедева Григория Александровича, бежавшего из Даниловского дома лишения свободы вместе с бандитами Макаровым и Яшневым.
32-летний (хотя всех следователей убеждал, что ему 19 лет) крестьянин из деревни Глебово Тутаевского уезда не раз оказывался в колониях для малолетних правонарушителей, а, будучи совершеннолетним, имел две судимости за кражи. Последний срок отбывал в ярославских Коровниках, откуда его перевели в Данилов.
Видимо, Гришка пользовался большим авторитетом, потому что организовать побег из Даниловского исправительного дома ему помогали несколько человек. 16-летний Василий Мельников из Матвеево Тотемского уезда, что в Вологодской губернии, нашёл напильник, которым Лебедев приказал вскрывать оконную решётку в камере на третьем этаже. Пилили и другие сидельцы: Соколов, Дубасов, Чикин и Трофимов. А вот заключённый Петровский доложил обо всём начальству тюрьмы, но надзиратели не успели среагировать на донос и упустили преступников.
В день побега Лебедев в компании Макарова и Яшнева спустился из окна по верёвкам, сплетённым из простыней и рубах. Во дворе они подпёрли бочку колом, по ней влезли на стену и спрыгнули на улицу. Услышав тревогу, беглецы пустились наутёк в разные стороны.
Лебедев шёл пешком до железнодорожного разъезда и сел на поезд до Вологды, где некоторое время скрывался. Потом его занесло в Вятку. Там он явился в комиссию по борьбе с дезертирством, откуда был отправлен на работы в Витебск, но он убежал из вагона и снова оказался в Вологде, затем и в Ярославле. Тут его и задержали.
«Своё существование поддерживал милостыней, просил кусок хлеба у граждан по деревням в Вологде, у неизвестного пассажира на вокзале украл из кармана кошелёк с 43 000 рублями, купил кожаные сапоги за 37 000, остальную одежду украл. В момент задержания у Лебедева оказалось 3 850 рублей денег, а одёт он в тужурку, брюки демисезонные, драповое пальто, шапку поддельного каракуля и кожаные сапоги», — говорится в материалах дела.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Вор селёдки с чужим паспортом
17 июля 1923 года из Даниловского исправдома сбежал Лопатин Александр Семёнович. Личность 29-летнего кузнеца из деревни Ивашово Рыбинского уезда вполне заурядная, как и проступки, за которые он попал за решётку.
После отбытия первого срока за кражу Лопатин проживал в Рыбинске, но, как это часто бывает, тюремный опыт не помог осознать вину, и мужчина из Транспортного потребительского общества похитил бочку селёдок. Ему повезло избежать нового срока — получил подписку о невыезде из города. Но что значит буква закона для вора? Лопатин наплевал на ограничения и поехал в Данилов, где, как следует из материалов дела, «косвенно участвовал в краже банки с маслом, был задержан и заключён под стражу Даниловский Исправдом на один год со строгой изоляцией».
Просидев под стражей пять с половиной месяцев, Лопатин, видимо, понял, что жизнь в заключении не для него. И тут подвернулся удобный момент для побега. В один из дней Лопатина и других узников направили к железной дороге окапывать борозды картошки.
После честно выполненных работ группа возвращалась в тюремный замок. Дорога пролегала мимо леса, тогда-то мелкий вор не раздумывая бросился в кусты. Конвоир по фамилии Мельников выстрелил по бегущему, но промахнулся.
Пешим порядком через Пошехонье Лопатин добрался до Рыбинска, где 13 декабря того же года был задержан. Бывший кузнец признал себя виновным в побеге и указал, что «на это его толкнул голод и непосильные урочные работы».
Что интересно, до своего побега Лопатин сидел в тюрьме под чужими документами. Ещё одна статья к обвинительному заключению.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Репрессированные священнослужители
Можно собрать немало историй о бандитах и рецидивистах, оказавшихся в застенках Даниловского тюремного замка. Но были и те, кто в острог попадали по другим причинам. В годы репрессий здесь содержалось немало священнослужителей из окрестных деревень и городов, они ждали следствия и приговора. Почти всех поголовно обвиняли в «контрреволюционной деятельности» и «антисоветской агитации». Вот лишь несколько имён людей, прошедших через эту тюрьму.
Мученица Анастасия (Лебедева Анастасия Алексеевна) из деревни Назарово Пошехонского уезда и священномученик Андрей (Добрынин Андрей Николаевич) из Рождествено-Прозорово Мологского уезда попали в острог с разницей в год — в 1937 и 1938 годах. Анастасию сослали в трудовой лагерь, где она погибла при неизвестных обстоятельствах, а Андрея расстреляли всего через месяц после ареста.
Епископ Арзамасский, Нерчинский и Селенгинский Софроний (Старков Сергей Прокопьевич) после отбывания наказания в Соловецком лагере особого назначения за «контрреволюционную деятельность» в 1927 году переехал в Данилов, куда был назначен духовником в Казанский женский монастырь. После закрытия обители в 1928 году продолжал совершать богослужения в храмах Ярославской области, в мае 1932-го попал Даниловскую тюрьму. Он пробыл там недолго — до октября, а уже в ноябре скончался от сердечного приступа в Арзамасе.
Епископ Софроний (Старков Сергей Прокопьевич). Фото из книги «Все мы Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную»
В 1930 году в Даниловский исправдом попал священник Юнонин Владимир Фёдорович из села Никола-Гора Первомайского района. В родных краях он был известен тем, что разбил «Попов участок» — сад, в котором росли яблони, боярышник, рябины, акации. Горячо любмого прихожанами святого отца обвиняли в антисоветской и антиколхозной агитации, а также противодействию работе комиссии по изъятию церковных ценностей. В марте 1930 года его приговорили к трём годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Владимир Юнонин. Фото из книги «Все мы Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную»
Сколько ещё тайн хранит Даниловский тюремный замок? Поговаривают, якобы здесь в заключении оказался Феликс Дзержинский и даже писатель Александр Солженицын, ожидавший этапа. Ходят легенды, что прямо здесь была расстрельная стена, к которой приставляли узников.
Возможно, многие байки так и останутся замурованными в стенах тюрьмы, а другим рассказам, ещё живым в памяти и воображении местных жителей, найдутся подтверждения. Попробуем их отыскать в дальнейшем, пока этот старинный замок притягивает к себе любителей старины...
Библиография
1. Акт ГИКЭ по введению в Единый государственный реестр ОКН выявленных объектов культурного наследия «Ансамбль тюремного замка», «Тюремный замок», «Служебный корпус тюремного замка», «Ограда тюремного замка» (г. Данилов, ул. Ярославская, д. 6)
2. Альманах «Даниловские хроники». Выпуск VI. 2013
3. Все мы Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную. 1918-1953. Краткие биографические сведения
4. ГАЯО Ф. 335 Оп. 1 Д. 1588
5. ГАЯО Ф. 346 Оп. 4. Д. 4460
6. ГАЯО Ф. 346 Оп. 4 Д. 6988
7. ГАЯО Ф. 347 Оп. 2 Д. 1425
8. ГАЯО Ф. Р-601 Оп. 2 Д. 1530
9. ГАЯО Ф. Р-64 Оп. 2 Д. 1769
10. ГАЯО Ф. Р-64 Оп. 2 Д. 2524
Фото: «Яркуб», Полина Калинина
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Отделение Русского географического общества по Ярославской области заключило соглашение с поисковым отрядом «Малая Родина». Планируется разведка местности на территории Первомайского района, главная цель — найти останки бойцов, погибших во времена Великой Отечественной войны. Именно там, на станции Марфино, осенью 1941 года произошёл авиаобстрел. Под него попали поезда с вологодскими и архангельскими новобранцами, ранеными бойцами и два состава с горючим и боеприпасами.
Информация о бомбардировке в архивах почти не сохранилась. Удалось найти только аэрофотоснимки, сделанные после обстрела, благодаря которым специалисты-картографы Ярославского областного отделения РГО смогли установить примерное расположение захоронения.
— Поиск и поднятие останков — не что иное, как восстановление исторической памяти о подвиге русских солдат во времена Великой Отечественной войны, — прокомментировал председатель ЯОО РГО Михаил Ильин.
После обнаружения братской могилы предполагается поднятие и выявление непогребённых останков, установление имён погибших и пропавших без вести, а также перезахоронение с соответствующими почестями.
Фото: РГО
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Дарья Балдина
В Ярославской области скоро откроется местное отделение Русского географического общества в Даниловском районе. Это станет важным шагом в развитии культуры, науки и образования в регионе. Деятельность будет направлена на изучение и популяризацию географии и истории.
Данилов является центром притяжения для исследователей. Край богат на природные достопримечательности и религиозные объекты, а также славится своими традиционными ремёслами и промыслами. РГО будет проводить научные исследования, организовывать экспедиции, сотрудничать с образовательными и культурными учреждениями. Открытие отделения даст местным жителям возможность вносить свой вклад в развитие родного края. Все желающие смогут участвовать в интересных мероприятиях, заниматься наукой.
Напомним, ранее в Ярославской области местные отделения РГО открылись в Рыбинском, Любимском, Первомайском, Угличском районах, а также в посёлке Борок Некоузского района.
Фото: РГО
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Александра Добрецова
- «Обед в столовой можно купить даже за сто рублей»: ярославская выпускница рассказала о жизни и учёбе за границей
- «Изменённая реальность, в которой можно почувствовать себя как дома»: ярославский фотохудожник о своём взгляде на фотографию
- Пришвартоваться к «Причалу»: интервью с главным редактором ярославского литературного журнала
- «Дети уходили на летние каникулы и плакали»: учитель начальных классов ярославской школы подвела итоги первого рабочего года
- «Мы должны заинтересовать людей, чтобы они изучали и знали свою Родину»: интервью директора Департамента регионального развития РГО
- «Если мы создадим вокруг школьников благоприятную среду из соцсетей, то дети будут с радостью на это откликаться»: учительница ярославской гимназии об индивидуальном подходе и современном педагоге
- «Выдохните и начните читать в своё удовольствие»: ярославна поделилась секретами победы на чемпионате по чтению вслух
23 июля в Первомайском районе Ярославской области состоялось заседание местного отделения Русского географического общества. На мероприятии обсудили несколько интересных проектов, сообщает пресс-служба Ярославского областного отделения РГО.
Встречу посетил председатель ЯОО РГО Михаил Ильин и рассказал о продвижении проекта по восстановлению исторической памяти о трагичном эпизоде времён Великой Отечественной войны. В 1941 году на станции Марфино под обстрел попали поезда с вологодскими и архангельскими новобранцами, ранеными бойцами и два состава с горючим и боеприпасами. Погибших захоронили в братской могиле, местонахождение которой сейчас устанавливается, также планируется поднятие останков.
Активно ведётся работа над изданием сборника стихотворений членов Первомайской женской коммуны имени Крупской. Члены РГО собрали литературный материал для книги и изучили архивные документы. Кроме того, во время работы над составлением сборника обнаружились уникальные свидетельства, которые могут помочь в изучении истории периода гонений на РПЦ. Было предложено устроить экспериментальную этнографическую экспедицию по действующим и недействующим святыням на границах Ярославской и Вологодской областей.
Также речь шла о возрождении сада, который некогда в селе Николо-Гора разбил местный священник Владимир Юнонин. Проект общественного пространства обсудят с местными жителями. В завершение мероприятия члены Совета посетили открытие Памятного креста служителям Никольского храма.
Фото: ЯОО РГО
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».Среди старинных зданий и улиц Ярославля можно найти множество загадок прошлого. Барельефы в виде циркулей, факелов и сдвоенных колонн. Сначала эти символы могут показаться обычными украшениями, но на самом деле у них куда более глубокий смысл. Всё это часть наследия масонов — тайного ордена вольных каменщиков.
При поддержке Ярославского областного отделения Русского географического общества «Яркуб» расскажет, какие послания зашифровали масоны на зданиях в нашем регионе. Вы удивитесь, но в этой истории встречаются хорошо знакомые всем имена и места.
История ярославского масонства
Первым ярославским масоном считают губернатора Алексея Мельгунова, назначенного на этот высокий пост Екатериной II. Под его началом в XVIII веке Ярославль расцвёл: провинциальный город становится настоящим губернским центром, который в чём-то даже может посоревноваться с Москвой и Петербургом.
Видимо, окрылённый идеями Просвещения действительный член ложи вольных каменщиков Мельгунов намерился не только перестроить город на столичный манер, чтобы тот соответствовал духу времени, но и воссоздать культурные идеалы эпохи. Губернатор, как и многие другие масонские деятели, направлял филантропические чувства в область детского воспитания.
В 1786 году Мельгунов открыл «Дом призрения ближнего», основанный на «правилах человеколюбия к общему добру из любви к ближнему». В здании, современный адрес которого — улица Кирова, 8/10, проживали и обучались дети-сироты.
Тогда Екатерина, соглашаясь на открытие Дома призрения, отправила ярославскому губернатору письмо со словами «отдалять всё колобродное, обманом или невежеством выдуманное». В чём же заключался истинный смысл этих строк, остаётся только догадываться.
В Совет Дома входили шесть человек. Вероятно, все они были членами местной масонской ложи. Учреждение выстроили на собранные пожертвования дворян и купцов, среди них — Урусовы, Салтыковы, Волконские, Мусин-Пушкины и ярославский род Затрапезновых.
Портрет А. П. Мельгунова кисти Д. Г. Левицкого
При Мельгунове также открываются учебные заведения для дворянских детей и детей всех сословий (1786), первая частная типография (1784), выходит в свет первый в русской провинции журнал «Уединённый пошехонец».
Возникновение ярославской типографии связывают с московской «Типографической компанией», имеющей непосредственное отношение к масону Николаю Ивановичу Новикову. Основателями ярославского предприятия и первыми сотрудниками «Уединённого пошехонца» стали Н. Ф. Уваров, А. Н. Хомутов и Н. И. Коковцев — все они составляли ближайший круг единомышленников Мельгунова.
Можно сделать вывод, что деятельность масонов красной нитью пронизывала культурную и общественную жизнь губернии и двигала её вперёд. Купцы и дворяне соревновались в благотворительности, а люди науки и искусства старались развивать в провинции передовые мысли.
Дом призрения ближнего. Конец XIX века. Фото: «Яркипедия»
Разгром всех масонских лож в России случился совсем скоро — в 1822 году. Тогдашний губернатор Александр Безобразов получил от министра внутренних дел графа Кочубея подписанное государем Александром I требование закрыть все масонские ложи и другие тайные общества и впредь их не дозволять.
Поэт и публицист Леонид Трефолев в книге исторических очерков «Ярославская старина» писал, что первые «отречения» от масонства начались в Демидовском училище. Проректор учбеного заведения Степан Вилинский собрал с сотрудников подписи о неучастии в ложах. Вслед за «Демидовцами» отрёкся от масонства директор училищ Ярославской губернии и весь персонал Ярославской гимназии. Возможно, многие из них и не подозревали о существовании каких-либо тайных обществ, но всё же должны были письменно выразить своё отречение.
Свидетельства о деятельности масонов в Ярославле крайне обрывисты и скудны. До наших дней дошло не так много данных и исторических документов. Но след вольных каменщиков хорошо обнаруживаются в материальном наследии прошлых столетий — на фасадах старинных зданий.
Символы масонов в архитектуре Ярославля
Древо Сефирот
Во времена своего царствования Екатерина II задумала изменить городской ландшафт империи, чтобы улицы и здания подчинялись строгому порядку, логике и гармонии. Именно Мельгунов и следующий губернатор Михаил Голицын заложили в центре Ярославля ту планировку, которая сохраняется и по сей день. Считается, что при последнем в основу центра было положено древо сокровенного познания Сефирот.
Сефирот представляет собой модель мира в виде десяти фундаментальных сущностей, находящихся между собой в равновесии и взаимодействующих при помощи энергетических потоков.
Наложив матрицу Древа на карту, здания совпадут с «сефирами». Так, Дом призрения ближнего находится в «сефире» «Милосердие», Дом вице-губернатора (Нахимсона, 7) — в «Силе», а дворец Наместника, где ныне здание правительства области, — в «Гармониии».
Губернаторский дом на Волжской набережной совпадает с «Царством», храм Ильи Пророка — с «Основой». Однако далее не всё так очевидно и придётся «притянуть за уши» следующие точки, чтобы завершить Древо. Тогда роль «Мудрости» и «Разума» займут Власьевская (Знаменская) и Угличская башни, а «Короны» — Ротонда Гостиного двора, появившаяся как раз при Голицыне.
«Документов, подтверждающих или опровергающих эти догадки, не осталось. Однако сопоставление планировок других городов, усадеб членов этих тайных обществ, наводят на мысли о том, что и план Ярославля мыслился ими как символ, в котором каждая часть имеет своё особое значение. В основе этого плана лежит учение о древе Сефирот, символе мироздания. Для современного человека все это выглядит необычным, однако для человека XVIII–XIX столетий это был язык, понятный, особенно, людям посвящённым. „Прочитанное“ таким образом пространство позволяет взглянуть на привычную городскую среду Ярославля глазами человека эпохи Просвещения», — рассказывал ярославский историк и экскурсовод Вячеслав Лётин.
Согласно легендам, знаменитое поместье в Карабихе, построенное князьями Голицыными, а впоследствии купленное поэтом Николаем Некрасовым, спроектировано по такому же принципу. Что примечательно, именно Михаил Голицын, получивший в наследство усадьбу, придал ей сохранившийся до наших дней облик.
Дом Кудасова
На Красном съезде, всего в нескольких метрах от Красной площади, стоит небольшой особняк, известный под названием «Дом Кудасова». Несмотря на свой небольшой размер, это здание постройки конца XVIII века — яркий образчик классицизма и признан объектом культурного наследия федерального значения.
На фасаде дома можно увидеть сразу несколько интересных символов: венок с лентами на фронтоне, факелы с гирляндами, колонны Боаз и Яхин и шестиконечную звезду — Соломонову печать... Эти украшения предположительно появились в первой четверти XIX века.
Боаз и Яхин — имена двух символических колонн, которые царь Соломон поставил перед главной дверью каббалистического храма. Масонская традиция трактует этот элемент как противодействие двух сил: Яхин отождествлялся со Столпом Милосердия в структуре Древа Жизни, Боаз — со Столпом Суровости. Колонны присутствовали в большинстве масонских лож, между ними кандидат проходил во время обряда посвящения.
Под фронтоном на фризе «Дома Кудасова» тянется повторяющийся паттерн из Соломоновых печатей, также известных под названиями «щит Давида» или «пламенеющая звезда». У масонов шестиконечная фигура означала единство человека и всего мира, микрокосма и макрокосма.
А под козырьком можно заметить три соединённых кольца — ещё один масонский символ, символизирующий три части человека — плоть, разум и душа. Кстати, подобный элемент вполне распространён в архитектуре, такие же находятся на «Доме Рожкова» на Республиканской, 38/22 и на более современном доме № 29 по улице Некрасова.
Храм Николы Пенского
Следующая точка — храм Николы Пенского на Малой Пролетарской, 59. На фасаде церкви находится, пожалуй, самый распространённый и узнаваемый масонский символ — Всевидящее око.
«Знак получил распространение благодаря масонству, которое вошло в моду у русского дворянства в XVIII веке. Со временем некоторая масонская символика была воспринята православием и переосмыслена. В частности, Лучезарная дельта стала Божьим оком, которое в конце того же столетия появляется сначала в росписи православных храмов, а потом и на фасадах <...> Любопытно, что прямо перед фасадом придела растут липы, кроны которых как будто специально скрывают Всевидящее око от лишних глаз», — пишут авторы книги «Ярославские детали».
Спасский храм и усадьба Свечиных Волковых в селе Лютово
Далее мы переместимся чуть подальше от Ярославля — в село Лютово, что в нескольких километрах от Туношны.
Известно, что храм построили в 1842 году на средства помещика Дмитрия Михайловича Свечина, который в самом начале своей карьеры был принят в масонскую ложу. Автором архитектурного проекта являлся П. В. Стольник.
Вячеслав Лётин, исходя из принадлежности помещика к ложе вольных каменщиков, интерпретировал храмовую архитектуру. Так, краевед считает, что кубическая форма четверика основания церкви — знак земного мира и символ результата духовной работы, когда из «необработанного, неотёсанного камня» (ученика) был сформирован «обработанный камень» (подмастерье).
«В результате возможности прочтения лютовского храма как масонского текста композиция здания становится совершенной не только с точки зрения формы, но и безупречной с точки зрения воплощения идеи Духовного подъёма», — приходит к выводу автор.
А был ли масон?
Примечателен дом в центре города на Некрасова, 60. На нём расположены барельефы в виде циркуля-измерителя на чертёжном треугольнике. У вольных каменщиков циркуль символизирует всемирность ордена и вечность. Но масонский ли этот знак на самом деле? Вот что пишут об этом здании 1954 года постройки в книге «Ярославские детали»:
«В 1954 году дом по Некрасовской улице был сдан как первое общежитие Ярославского строительного техникума. Почти такой же знак есть и на здании самого учебного заведения на улице Чайковского, построенного спустя три года после общежития. Логично было бы предположить, что перед нами эмблема техникума. Между тем такая версия довольно сомнительна. Техникум относился в те годы к Министерству строительства предприятий машиностроения, такая специфика должна была найти отражение на эмблеме. В то же время барельеф очень похож на эмблему Ярославского областного отдела коммунального хозяйства»
Похожую деталь можно найти на Демидовском столпе, на котором изображён герб знаменитого рода промышленников. На гербе расположены молоток и рудоискательные лозы.
«В лозах усматривается невероятное сходство с циркулями — ещё одним распространённым атрибутом масонской ложи», — писал краевед Ян Левин в книге «100 деталей Ярославля».
На доме № 17 по Советской улице, где сейчас занимаются юные пионеры, хорошо заметен кадуцей — жезл Меркурия (Гермеса), обвитый змеями. У масонов это символ равновесия добра и зла, сами же змеи символизируют мудрость и плодородие, а жезл — мировую ось, по которой возможно перемещение богов. Но до дворца пионеров в старинном здании располагалось коммерческое училище, поэтому появление атрибута бога торговли Меркурия на фасаде вполне логично.
Многие подобные городские детали можно трактовать с удобной точки зрения искателя масонского заговора. В действительности всё оказывается куда прозаичнее.
Масоны в современном Ярославле
Кажется, что присутствие вольных каменщиков в Ярославле — это дела минувших веков. Несомненно, среди политической и интеллектуальной элиты прошлых столетий быть масоном было либо почётно, либо модно. Но годы идут, меняется мода, и что самое важное — меняется политический курс. В советские времена, когда религию сравнивали с опиумом, а старинные храмы и монастыри с землёй, про масонство и поиск тайных знаний как-то забыли.
Что же сейчас? Всего через несколько месяцев после распада СССР масонство возродилось в России. Филиалы быстро открылись по всей стране. К примеру, в Ярославле ложа называлась «Фёдор Волков». Сколько она существовала и существует ли сейчас, доподлинно не известно. Но периодически в городе появлялись слухи о деятельности масонов.
Так, в начале нулевых годов в масонском сговоре уличили тогдашнего губернатора Анатолия Лисицына, который основал в городе Ротари-клуб «Лидер». Всемирную организацию Rotary International часто подозревали в деятельности, аналогичной масонской, а клубы якобы используются как первичная ступень вербовки в орден. Однако ярославское отделение подобные догадки и слухи отрицало.
А не так давно, в 2017 году, ярославцы усмотрели масонский след на стенах жилого комплекса «Династия» на улице Свободы. Горожане увидели в панно Всевидящее око — самый узнаваемый символ масонов, который символизирует Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков. Однако упоминаемый ранее Вячеслав Лётин развеял все мифы и заявил, что перед нами обычный орнаментальный этнический мотив.
Фото: «Яндекс Карты»
Вот так, прогуливаясь по городу и всматриваясь в интересные детали, можно открыть для себя много нового и доселе неизвестного. Наверное, масоны и сегодня собираются где-то в Ярославле и обсуждают насущные вопросы. Но вряд ли они вершат наши с вами судьбы...
Фото: «Яркуб», Дмитрий Литашин
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».С 3 по 4 июля в Ярославской области при поддержке регионального отделения РГО и Городского центра развития образования состоится Слёт учителей географии. Площадкой проведения станет учебно-научный производственный центр «Лютово» ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, расположенный в селе Лютово Туношенского сельского поселения.
Региональный Слёт — это площадка для диалога учителей географии, обмена знаниями и научно-педагогический объединение, способное распространять опыт. В программе запланирована площадка, позволяющая выявить эффективные модели и практики организации географического образования. Также молодые и опытные педагоги смогут принять участие в интенсиве в сфере географического образования.
К участию в выездном лагере приглашаются учителя географии общеобразовательных организаций и преподаватели педагогических университетов.
Фото: ЯГПУ
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В апреле текущего года Русское географическое общество и правительство Ярославской области заключили соглашение о сотрудничестве. Новый этап взаимодействия старейшей общественной организации в России и органов власти ознаменует собой развитие туристического потенциала региона и станет основой совместной деятельности в сфере изучения и популяризации географии и смежных наук.
Ещё одно важное событие — создание Попечительского Совета областного отделения РГО, который позволит реализовать многие идеи по исследованию, сохранению природы и истории. Ярославль посетил директор Департамента регионального развития Исполнительной дирекции РГО Артур Альбертович Латыпов. На встрече с министром социальных коммуникаций и научно-технологического развития Дмитрием Рафаэлевичем Юнусовым он обсудил практические шаги по реализации подписанного соглашения.
«Яркуб» побеседовал с Артуром Альбертовичем об итогах встречи, будущем Русского географического общества и развитии регионов.
Открытие выставки «Самый красивый регион» в Ярославле
— Артур Альбертович, как прошла встреча?
— Сейчас мы на финальной стадии подписания постановления правительства региона о создании Попечительского Совета Ярославского областного отделения РГО. В него войдут органы власти, представители бизнеса и общественных организаций — порядка 19 человек.
Также региональное отделение актуализирует план работы на текущий год. На следующий, 2025-й, — мы расставим приоритеты и начнём реализовывать намеченные цели.
— Чем полезно создание Попечительского Совета Ярославского областного отделения РГО?
— Мы уверены, что создание Попечительского Совета позволит реализовать новые масштабные проекты и будет направлено на достижение цели и решение задач Русского географического общества, развитие Ярославской области и России в целом.
— Какие-нибудь наброски в работе Попечительского Совета уже есть?
— Мы рассказали о проекте «Классная география», чтобы правительство региона и муниципальные образования активно к нему подключались. Помимо этого, для одарённых детей у нас есть смены в международном детском центре «Артек» и всероссийских детских центрах «Океан», «Орлёнок» и «Смена», различные экологические экспедиции, в которых может поучаствовать молодёжь и внести свой вклад.
Справка
«Классная география» — Всероссийский конкурс РГО, посвящённый школьному предмету «География» и способствующий продвижению интеллектуального развития школьников, привлечению внимания к необходимости комплексного изучения предмета с применением современных технологий и творческого подхода.
Открытие выставки «Война. Блокада. Семёновы-Тян-Шанские»
— Какие мероприятия готовятся к юбилею Общества?
— Не буду раскрывать все карты. Скажу, что планируется проведение Фестиваля РГО в Москве, который в 2025 году будет особенным!
— С конца прошлого года в Ярославской области началось активное внедрение практики местных отделений РГО. Это соответствует федеральной политике общества?
— Региональным отделениям трудно проводить работу на всей территории региона. Поэтому мы нацелены расширять сеть взаимодействия на малой территории, создавая в муниципальных образованиях местные отделения, где региональные отделения будут транслировать наши идеи местным отделениям.
В прошлом году мы открыли отделения на новых территориях. Теперь в каждом субъекте Российской Федерации есть региональные отделения и более 200 местных отделений.
Открытие местного отделения РГО в Первомайском районе. На фото: председатель Первомайского отделения Александр Чачин и председатель ЯОО РГО Михаил Ильин
— У региональных отделений есть свои интересы и своё видение. Как в будущем региональному отделению связать свою стратегию с местными отделениями РГО?
— Самое главное, что эти интересы были направлены на благие цели. Проводя сессии по федеральным округам, мы находим соответствующую всем ценностям нашего Общества истину. В РГО, старейшую общественную организацию, приходят люди, которые искренне хотят внести свой вклад в его деятельность. О себе могу сказать, когда меня пригласили, я увидел новые горизонты личностного развития.
— На Ваш взгляд, на что важнее ориентироваться проектам отделений?
— Проекты должны влиять на все сферы нашей жизни — ведь у РГО 21 направление деятельности — и служить на благо нашего Отечества. Поэтому очень важно проводить стратегические сессии региональных отделений. Мы должны понять наше место в нынешней системе, определить наш вклад и единый взгляд на то, куда мы идём дальше. Я думаю, эта глубокая работа даст хороший результат.
— Многие региональные проекты направлены на сохранение наследия России. Как Вы оцениваете роль провинции в судьбе страны?
— Если мы не сохраним наследие, то не будет нашего многонационального народа, благодаря которому Россия сильна. Безусловно, мы за поддержку идей сохранения материального и нематериального культурного наследия регионов.
— Что может дать межрегиональное взаимодействие отделений? Соседние регионы тесно между собой связаны. Если взять Ярославль и Кострому — переплетается история, культурные элементы между собой похожи.
— Я за межрегиональное сотрудничество и расширение. К сожалению, многие даже своей территории не знают, не говоря о соседних. Наша миссия — популяризация. Поэтому в РГО проводятся и стратегические сессии, где председатели делятся успешными практиками, создают межрегиональные проекты. Используя все инструменты донесения информации, мы должны заинтересовать людей, чтобы они знали и гордились своей Родиной. Не зря у нас существует фотоконкурс «Самая красивая страна», цель которого — продемонстрировать красоту и уникальность всех регионов нашей необъятной Родины.
— Совет регионов в этом году пройдёт летом в Башкирии. Что ждать от мероприятия?
— В этом году мероприятие решили несколько пересмотреть, сделав акцент на построении ещё более тесного взаимодействия представителей региональных отделений и молодёжных клубов РГО.
Также создана рабочая группа, которая рассматривает такую боль как снижение количества контрольных цифр приёма по специализации «География» в вузах. Мы хотим объединить усилия Министерства культуры Российской Федерации, где создана школа индустрий, и географического общества, рассказать людям об этих интересных профессиях, которых более 50, а о них многие и не знают.
— Поговорим о грантах РГО. Как сейчас ведётся работа в этом направлении?
— Гранты — хороший инструмент для реализации проектов. Помимо того, что есть гранты РГО, региональные отделения заявляются на гранты других организаций, в том числе
и Фонда культурных инициатив. Мы это поддерживаем, обеспечиваем отделения медиаресурсами.
Несомненно, грантовая поддержка будет продолжаться и со временем модернизироваться. Ведь благодаря грантам мы получили огромное количество проектов
и мероприятий, которые раньше не были реализованы.
— Как бы Вы оценили работу Ярославского отделения РГО и его руководителя Михаила Витальевича Ильина?
— Ярославское областное отделение под руководством его Председателя динамично развивается. Это отделение, которое не останавливается на достигнутом, постоянно совершенствуется. Реализуются не только проекты регионального уровня, но и федерального. Создание Попечительского Совета и открытие местных отделений позволит расширить его деятельность, привлечь новых участников. Региональные отделения двигаются с разной скоростью: кто-то работает быстрее, кто-то медленнее. Но главное — Русское географическое общество развивается, не стоит на месте и становится лучше, чем вчера.
Ярославцы на Географическом диктанте
Фото: «Яркуб», Ярославское областное отделение Русского географического общества
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Рыбинское издательство «Медиарост» стало обладателем национальной премии «Хрустальный компас», которая вручается под эгидой Русского географического общества. Издательство получило статуэтку за серию фотоэнциклопедий «Россия: визуальный код» в номинации «Издание».
Издательство выпустило восемь книг, посвящённых Дальнему Востоку, Сибири, Уралу, Центральной России, Поволжью, Русскому Северу, Западу и Югу. Альманах, где собраны работы выдающихся фотохудожников, показывает богатство, многообразие и неповторимость российских регионов.
— «Медиарост» в этом национальном конкурсе участвовал впервые, и даже попадание в число финалистов можно было бы считать большой удачей. Но экспертный совет, состоящий из именитых учёных и путешественников, рассудил иначе. Вручал награду французский писатель, издатель, путешественник Жан-Луи Гуро. «Хрустальный компас» наш! — поделился впечатлениями редактор издательства «Медиарост» Юрий Маслов.
Национальная премия «Хрустальный компас» вручается с 2012 года. В этом году гостями церемонии награждения стали более 200 именитых исследователей и путешественников, учёных и космонавтов, артистов и телеведущих, государственных и общественных деятелей.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».