Учителя
В прокуратуру Ленинского района обратился молодой педагог с просьбой помочь разрешить ситуацию с получением жилья.
Как сообщили в пресс-службе ведомства, в 2015 году решением департамента образования Ярославской области молодой человек в возрасте 15 лет был включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в сельской местности по месту регистрации в Даниловском районе Ярославской области. Только вот сирота с 2016 года на постоянной основе живёт в Ярославле, работает учителем в среднеобразовательной школе, и жильё ему необходимо здесь, а не в Даниловском районе.
— Установление факта постоянного проживания в городе Ярославле возможно лишь в судебном порядке и позволит реализовать права, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Именно на этой территории, на которой ребёнок-сирота или лицо из числа детей-сирот проживает и работает, то есть в городе Ярославле, а не в Даниловском районе, — пояснили в прокуратуре.
Суд удовлетворил требования прокуратуры, решение вступило в законную силу. Теперь учитель сможет получить жильё на территории областного центра.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Ярославские школьники получили сертификаты на именные стипендии. Одарённых детей и их наставников 12 ноября поздравил глава региона Михаил Евраев.
Отметим, всего губернаторские стипендии назначены 60 школьникам и 56 педагогам, тренерам, научным руководителям. Среди стипендиатов — победители и лауреаты всероссийских и международных предметных олимпиад, различных конкурсов и соревнований.
— Мы продолжим оказывать поддержку талантливым ребятам. Два года назад мы увеличили размер стипендии с одной до пяти тысяч рублей, а также ввели единовременные выплаты наставникам. В этом году более чем в шесть раз повысили размер выплат за победу во Всероссийской олимпиаде школьников. Победители заключительного этапа олимпиады получат по 200 тысяч рублей, призёры — по 100 тысяч. Аналогичные выплаты теперь предусмотрены и для педагогов-наставников, — отметил Михаил Евраев.
Церемония награждения состоялась в КЗЦ «Миллениум» в Ярославле. Сертификаты вручали и. о. министра культуры Ирина Ширшова, министр спорта Денис Салтыков и начальник управления по социальной и демографической политике областного правительства Марина Башмашникова.
В числе губернаторских стипендиатов — воспитанницы детской художественной школы Угличского района и их педагоги, 20 спортсменов и 18 тренеров, ученицы ярославского лицея № 86, показавшие высокие результаты на организованном областным министерством образования региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии и биологии, и их наставник.
Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
На базе Ярославского государственного педагогического университета состоялось два значимых и масштабных мероприятия. 29 октября завершился научно-практический обучающий семинар для педагогических работников, с 30 октября по 1 ноября прошёл окружной слёт педагогов-наставников программы «Орлята России». К событию присоединились более 200 участников из 18 регионов ЦФО.
На семинаре присутствовали представители флагманских школ программы «Орлята России», которая получает всё большее распространение. Подобные ведущие образовательные учреждения определены в каждом регионе. К примеру, флагманской в Ярославле является школа № 25 имени Александра Сивагина. В ходе мероприятия участники обсудили авторские форматы, образовательные практики, опыт взаимодействия с родителями и включение в деятельность подростков, наставников Орлят.
— Крупное событие совместило обучающий семинар для учителей начальных классов и участников слёта — советников директоров по воспитательной работе, представителей Российского детско-юношеского центра, специалистов и кураторов программы «Орлят России», — рассказала «Яркубу» Анна Витальевна Невзорова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения ЯГПУ.
30 октября в ЯГПУ начал работу окружной слёт участников реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Тему слёта обозначили как «Сердце России — наследие малых городов».
В Ярославле завершился слёт наставников «Орлят России»
Тема как нельзя кстати подошла к месту проведения слёта — Ярославской области. Связующая идея — сохранение обширного культурного наследия и важность бережного отношения к нему. Участники под руководством преподавателей кафедры педагогики и психологии начального обучения проработали потенциал включения содержания в работу с учениками начальных классов с учётом специфики, инфраструктуры, истории и культуры регионов Центрального федерального округа.
Кроме того, в рамках трёхдневного мероприятия участники определили актуальные риски, вызовы, проблемы воспитательной работы и возможные подходы к их решению в процессе сопровождения детства. Также участники слёта посетили гимназию имени Кекина в Ростове, где их познакомили с опытом учебного заведения в реализации программы «Орлята России». А ярким акцентом программы стала торжественная церемония посвящения второклассников в Орлята.
— Все участники слёта получили богатый методический багаж, в сформировавшемся сообществе продолжается профессиональное общение между коллегами, обмен опытом, — подытожила Анна Витальевна.
Фото: ЯГПУ
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
«Яркуб» вновь встретился с участницей проекта «Дневник учителя».
Уже давно отгремели Первое сентября и День учителя — можно сказать, что учебный год 2024/25 в полном разгаре. Педагоги готовят выпускников к экзаменам, школьники помладше только начинают задумываться о ЕГЭ, а выросшие первоклашки познакомились с новыми предметами.
В прошлом году «Яркуб» совместно с Министерством образования Ярославской области, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Ярославским педагогическим колледжем и Институтом развития образования запустил спецпроект «Дневник учителя». Мы решили продолжить серию интервью с молодыми учителями и педагогами.
«Яркуб» вновь встретился с участницей проекта, учителем начальных классов школы № 33 Анастасией Бараничевой. Она рассказала, как за летние каникулы изменились дети и чему её научил первый год работы.
— С нашей последней встречи прошло уже несколько месяцев. Закончились длинные каникулы. Наверное, Вы отрефлексировали прошедший год. Расскажите, как работа в школе повлияла на Вас?
— Становишься более ответственным человеком. Появляется осознанность от того, что ты не можешь в какие-то моменты опоздать, прийти попозже, сделать в последнюю минуту. Нужно чётко разграничивать свои обязанности и распределять время. Это, наверное, больше всего, что поменялось во мне за первый год работы в школе.
— Как за это время поменялись ученики?
— Встреча с детьми после летних каникул сильно удивила меня: за три месяца они выросли, повзрослели, изменились, как будто бы прошёл год. Они стали более осознанными, уже знают все правила, могут самостоятельно справиться с выполнением задания. У них, как и у меня, появилось больше ответственности и понимания, что школа — это серьёзно.
— Если говорить конкретнее про вашу деятельность: какие методы мотивации и поощрения для детей Вы бы порекомендовали использовать молодому педагогу?
— Методами мотивации в первом классе больше выступает замена оценок наклейками, разной похвалой. Во втором классе остаётся та же система. Например, у нас есть банка, которую мы наполняем шариками — различными бонусами. Это может быть день «без домашнего задания», день «сядь с соседом». А если баночка будет заполнена полностью, то мы идём с детьми в кинотеатр или на прогулку, естественно, во внеурочное время.
— Как ребята могут получить бонусы?
— У нас есть определённые критерии, за что они могут получить свой шарик. Например, за хорошее поведение, успехи в учёбе, урок без замечаний, выполнение всеми домашней работы и за то, что никто не опоздал. Вот так они накапливают эти шарики!
— Поделитесь, как удалось построить доверительные отношения с учениками и создать благоприятную атмосферу в классе?
— Нужно быть открытым к детям и не ставить чётких границ из разряда «мы с вами общаемся только по школьным вопросам» или «перемена — это время, когда я сижу одна». Благодаря этому они в ответ идут на контакт. Мы не скрываем друг от друга ни грустных, ни весёлых моментов. Если кому-то плохо, грустно или ребёнок устал, то он может подойти ко мне и прямо сказать: «Я сегодня не выспался, поэтому буду грустный сидеть». И за счёт этого у нас выстраивается взаимопонимание.
— Насколько быстро удалось к этому прийти?
— Со всеми по-разному. Есть дети, про которых я думала до последнего, что им со мной некомфортно. А в итоге оказалось, что они просто более замкнутые в себе. Но стадия привыкания была, наверное, месяца три-четыре, у кого-то полгода. Сейчас уже со всеми хорошо!
— Какими лайфхаками, которые помогают с дисциплиной на уроке, Вы можете поделиться?
— Педагогических приёмов огромное множество. Это популярные сейчас «батарейка», лесенки тишины. У нас бывает такое, что дети могут выбрать и решить, как они сегодня хотят сами регулировать свою дисциплину. Это для меня было шоком во втором классе!
Ко второму году работы уже больше начинаешь понимать, что на всех один способ всё равно не будет работать: кто-то поймёт в игровой форме, а на кого-то нужно просто серьёзно посмотреть или сделать замечание. И тогда ребёнок понимает в зависимости от его характера. Есть дети, которые и до конца урока будут спокойно сидеть. А есть те, которым ты всё равно с особой периодичностью замечания делаешь несмотря на то, какие бы методы и приёмы не применял в своей работе.
— Каким девизом Вы пользуетесь в профессиональной среде?
— Основное, что я внушаю детям и к чему стремлюсь сама — создать ощущение того, что мы с ними единая семья. Более того, не «мы с ними», а они — семья друг для друга. Пытаюсь создать у них такие взаимоотношения, чтобы они знали, что врагов среди них нет, а конфликты (даже для семьи) — это нормально. Самое главное — найти рациональный путь решения и выбраться из конфликтной ситуации, чтобы им было комфортно сосуществовать вместе на протяжении девяти или одиннадцати лет.
— Какой предмет Вам нравится преподавать больше?
— Банально, наверное, но математика. И очень люблю преподавать окружающий мир, потому что предмет позволяет применять очень много технологий, приёмов, на нём можно выстроить наиболее игровой метод обучения. Окружающий мир про природу, про восприятие мной и детьми окружающей среды. Здесь большое раздолье для фантазии. Проекты мы недавно делали, всем очень понравилось: и детям, и родителям.
— Поговорим немного о родителях. Жалуются ли они, что настолько вовлечены в учебный процесс, что буквально домашнюю работу приходится за детей делать?
— От того, что родители делают за детей домашнюю работу, нет никакого толка: ребёнок приходит на урок, и виден результат. Если говорить про взаимодействие с родителями и их участие в образовательном процессе, то большинство из них смотрят на это положительно. Они заинтересованы в том, чтобы их ребёнок получал знания. Когда процесс обучения выстроен так, что учитель, родитель и ребёнок взаимодействуют вместе — это не только нестандартная форма, но ещё и дополнительный способ для родителя сблизиться со своим ребёнком. Однако нет такого, что мы каждый день задействуем родителей: у них тоже есть свои дела и заботы.
— Много ли задаёте домашней работы?
— Если мы с детьми всё успеваем, и я считаю, что тема у них хорошо закреплена, они всё поняли сразу на уроке, то домашнее задание я могу им не задавать. Но если вижу, что где-то есть упущение, где-то тяжеловато, то в таком случае домашнее задание носит обязательный характер. Не задаю домашнее задание с пятницы на понедельник, потому что у детей тоже должны быть выходные, в которые они не будут загружены решением какой-либо задачи или выполнением упражнения.
— Столкнулись ли Вы за этот год с чем-то на работе, о чём вам не рассказывали на учёбе?
— Я очень люблю место, где я училась, но всего захватить невозможно. Всё равно на практике встречаешься с такими вещами, о которых тебе могут не рассказать. В такие моменты главное собраться и понять, что ты с этим справишься, если не самостоятельно, то помогут коллеги или администрация.
Все проблемы решаемы. Дети — это тоже люди. У них происходит всё что угодно. Не надо бояться того, что может произойти. Потому что в постоянном напряжении находиться смысла нет. А когда оно случится, ты уже забудешь всё, к чему готовился.
— Что Вас удивляет в детях?
— У детей нестандартное мышление. Для них, казалось бы, очевидные вещи очень сложно воспринимаются. Но на какие-то сложные, на наш взгляд, вопросы дети могут за секунду выдать ответ.
— И напоследок, на Ваш взгляд, учителем рождаются или становятся?
— Мне кажется, что всё-таки становятся. Потому что ты можешь родиться с желанием учить детей, но когда придёшь в школу, поймёшь, что это не твоё. Точно так же и в обратную сторону работает. Есть множество случаев, когда люди идут в педагогический университет или колледж без особого желания, а когда проходят практику, то осознают, что они без этого жить не могут.
Ты сможешь понять, подходит тебе или нет работа учителя, только в осознанном возрасте и попробовав. Единственное, если понимаете, что это не ваше, то лучше не мучить ни себя, ни детей и уйти в другую сферу, где будет комфортно.
Фото: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В Дзержинском районе 63-летняя учительница попалась на уловки мошенников. Когда это поняла, обратилась в полицию.
Женщина пояснила правоохранителям, что в социальной сети с ней связался «директор образовательной организации», в которой она работает, и уведомил, что вскоре ей позвонит «сотрудник ФСБ». После этого с потерпевшей связался «сотрудник ведомства», сообщив, что на её имя мошенниками оформлено несколько кредитов. Для пресечения этих действий заявительнице было предложено обналичить личные вклады, оформить несколько кредитов и перевести денежные средства на «безопасный счёт». Общая сумма переведённых средств составила более полутора миллионов рублей.
Возбуждено уголовное дело. Правоохранительные органы вновь просят ярославцев быть внимательными и не доверять «голосу в трубке».
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
- Александр Ольхов, министр инвестиций и промышленности Ярославской области: «Правительство региона готово к любым формам инвестиций и оказанию поддержки»
- От рисунков на полях до менеджера в сфере искусства: большой разговор о творческом пути художника
- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
В Государственную Думу был внесён законопроект, согласно которому за публичное оскорбление учителя, когда он находится при исполнении своих обязанностей, будет предусмотрен штраф. Большинство ярославцев (70%) поддержали эту инициативу. 13% опрошенных выступили против: «Если бы штрафы могли всё решить»; «Дело в воспитании». Почти каждый пятый (17%) затруднился с ответом: «Почему всё всегда так категорично? В любой ситуации нужно разбираться»; «Иногда преподаватели сами перегибают палку в отношении учащихся. Поэтому этот вопрос очень спорный».
Чем старше респонденты, тем больше среди них сторонников законопроекта: 65% среди опрошенных до 34 лет и 72% среди граждан старше 45 лет. Среди родителей школьников одобряют инициативу 64%. Каждый пятый — против, среди них как те, кто осознаёт свою несдержанность или уже имел прецеденты («Это не всегда зависит от родителей школьников, иногда от школьного и педагогического коллектива, поэтому пусть и штрафы делятся на всех ответственных»; «Не все учителя являются образцом культуры общения, от некоторых детей нужно защищать всеми способами, даже публично»), так и те, кто предчувствует проблемы из-за высказываний детей и перекладывают ответственность на школу («Родители отдают ребёнка в школу, чтобы его обучили там, в том числе и поведению»).
Фото: ru.freepik.com
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Печальное известие — 17 октября 2024 года на 89 году скончалась Заслуженный учитель Российской Федерации, учитель русского языка и литературы Кубринской средней общеобразовательной школы Екатерина Ивановна Гаврилова. Об этом сообщили в администрации Переславля-Залесского.
Светлая память!— Екатерина Ивановна родилась 5 декабря 1935 года в селе Ведомша. Окончила Ведомшевскую семилетнюю школу. В 1952 году поступила в Ростовское педагогическое училище и в 1956 году окончила по специальности преподаватель в начальных классах. 25.08.1956 назначена учителем в Ширяйковскую начальную школу. 2 января 1958 года переведена в Ведомшевскую семилетнюю школу. В этом же году поступила в Ярославский государственный педагогический институт им. К. Д. Ушинского на специальность учителя русского языка и литературы и в 1963 году его окончила. 5 февраля 1963 года была переведена учителем русского языка и литературы в Кубринскую среднюю школу.
Екатерина Ивановна проработала в Кубринской средней школе 61 год учителем русского языка и литературы и 41 год завучем школы. Ответственный человек, глубочайшей души, воспитала не одно поколение кубринцев, которые с благодарностью вспоминают своего педагога.
Администрация города Переславля-Залесского, Управление образования, коллектив Кубринской школы, все педагогическое сообщество скорбит и приносит свои соболезнования родным и близким Екатерины Ивановны. Она навсегда останется в наших сердцах.
Фото: Администрация Переславля-Залесского
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Дополнительные выплаты для учителей начали действовать в Ярославле. Об этом 14 октября сообщил мэр Ярославля Артём Молчанов.
— До 10 000 рублей ежемесячно в течение трёх лет будем доплачивать новым педагогам, устроившимся в муниципальные школы не ранее 1 августа 2024 года на востребованные специальности. Выплата полагается учителям начальных классов, математики, русского языка и литературы, информатики, истории и обществознания, физики, биологии, химии. Мера поддержки может использоваться на компенсацию расходов за наём (поднаём), аренду жилого помещения в Ярославле. Назначение и предоставление денежной выплаты осуществляет общеобразовательная организация, в которую принят на работу педагогический работник, — отметил градоначальник.
Отметим, педагог в Ярославле — очень востребованная профессия. Выплаты предназначены поддержать учителей и мотивировать остаться в профессии.
Фото: Артём Молчанов / VK
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Ярославцы рассказали, сколько планируют потратить на подарки ко Дню учителя в этом году. В опросе сервиса по поиску высокооплачиваемой работы Superjob приняли участие родители школьников из Ярославля.
Мамы и папы из Москвы и Санкт-Петербурга потратят на День учителя больше, чем в среднем по стране: 4500 и 3500 рублей соответственно. В Ярославле средние расходы на поздравление классного руководителя в этом году составят 2300 рублей.
Средняя стоимость подарка классному руководителю на День учителя по России составляет 3900 рублей (в прошлом году родительские комитеты в среднем тратили 3200 рублей). Самые популярные идеи подарков учителю — традиционный букет цветов (62%), подарочные сертификаты (32%), наборы чая, кофе и/или конфет (23%). Только 6% родителей ответили, что в классе, где учатся их дети, не поздравляют классного руководителя с Днём учителя.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме»
В начале сентября стало известно, что три города Ярославской области станут участниками пилотного проекта по созданию образовательных комплексов путём объединения нескольких школ и детских садов. Главными целями реформы назвали повышение эффективности управления и высвобождение средств на повышение оплаты труда.
Готовящаяся реформа вызвала беспокойство учащихся и их родителей и породила немало вопросов. Чем обернутся преобразования для школьников? Что будет прописано в аттестате выпускников? Какие школы следующие в очереди на объединение? Как будет проходить сокращение персонала? Эти и многие другие вопросы мы задали министру образования Ярославской области Ирине Валентиновне Лободе. И сегодня публикуем подробные ответы.
— В настоящее время говорится, что в регионе будет создано пять образовательных комплексов: по два в Ярославле и Рыбинске и один в Переславле. При этом отмечается, что проект пилотный. Означает ли это, что процесс объединения в дальнейшем планируется продолжить?
— Сейчас мэрия Ярославля, администрации городских округов Рыбинск и Переславль-Залесский сосредоточены создании четырёх образовательных комплексов — грамотном выстраивании взаимодействия всех структур, отлаживания процессов в расширенном образовательном пространстве. Что касается образовательного комплекса «ПРОГРЕССиЯ», то, по поручению губернатора области Михаила Евраева, департамент образования мэрии Ярославля сейчас работает над разработкой вариантов объединения образовательных организаций.
— Когда планируется завершить создание первых комплексов?
— Формирование образовательных комплексов — процесс, требующий тонких настроек. Главное — не сроки, а результат.
— А когда в планах дальнейшее объединение? Известны ли номера школ и детских садов, которые могут быть объединены на следующем этапе? Останутся ли вообще «независимые» школы?
— В ближайшей перспективе задач по созданию других образовательных комплексов нет.
— Главный, пожалуй, вопрос: какова цель объединения?
— Результатом создания образовательных комплексов должны стать новые перспективы развития, соединение условий и возможностей для защиты интересов детей и их права на качественное образование. В условиях нормативного финансирования, когда на каждого ребёнка государством выделяется фиксированная сумма, и численность контингента определяет объём финансирования учреждения, именно консолидация бюджетов разнонаполненных образовательных организаций станет основой развития, улучшения материально-технической базы, финансовой стабильности заработных плат работников, оплаты коммунальных платежей. Единая система управления и сокращение административного аппарата позволят усовершенствовать организационную структуру, высвободить средства на повышение оплаты труда.
— А главный вопрос, который волнует родителей учащихся: как объединение отразится на образовательном процессе?
— Для детей и родителей в плане образовательного процесса ничего не изменится. Каждые школа и детский сад остаются в своих зданиях, сохраняют направления образовательных программ, количество мест для детей. Объединяя в себе школы и детские сады, комплексы становятся единым культурно-образовательным пространством, что ни в коей мере не отменяет сохранения индивидуальности и лучших традиций — в первую очередь это зависит от профессионализма педагогического коллектива. Согласно идеям объединения, появляется возможность распространять свой уникальный опыт в больших масштабах и транслировать его для других структур комплекса, вовлекая их в свои события и мероприятия, что взаимно обогащает всех участников и, в первую очередь, детей.
— Не можем не спросить отдельно про 42-ю школу, родители учащихся которой наиболее взволнованны. Что поменяется в этой школе уже в течение текущего учебного года?
— Объединяемые образовательные учреждения продолжат работать в штатном режиме. В плане образовательного процесса для детей и родителей ничего не изменится. Каждое учреждение остаётся на своей базе и сохраняет контингент и количество мест для детей. Для всех участников образовательных отношений — учителей, обучающихся (воспитанников) и родителей (законных представителей) — условия воспитания и обучения останутся прежними: обучение и воспитание детей будет проводиться без изменения адреса осуществления образовательной деятельности, в тех же зданиях. Вопрос вхождения школы № 42 в образовательный комплекс сейчас рассматривается учредителем.
— А в дальнейшем? И вообще, как процесс объединения будут проходить так называемые сильные школы — гимназии, школы с углублённым изучением каких-либо предметов? Ведь зачастую в них учебный процесс строится совсем иначе, нежели в соседних обычных.
— Повторюсь: в ближайшей перспективе задач по созданию других образовательных комплексов нет. Президент России Владимир Путин отметил, что «должен безусловно соблюдаться базовый принцип системы российского образования — это справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребёнка в соответствии с его интересами и способностями, причём независимо от того, где он живёт — в городе или деревне, в Москве или любом другом регионе страны, независимо от того, где учится — в государственной школе или частной, и, конечно, независимо от социального статуса и доходов родителей». Поэтому стратегия развития системы российского образования нацелена на формирование единого образовательного пространства — это единые образовательные программы, единые федеральные стандарты, единые учебники, единые подходы к подготовке учителей, требования к образовательной среде, к организации образовательной и воспитательной деятельности. Для решения этих задач в стране с 2022 года реализуется проект «Школа Минпросвещения России», и создание образовательных комплексов — важный шаг к доступности качественного образования. При этом каждое структурное подразделение комплекса сохраняет свою индивидуальность, свои способы достижения и пути реализации поставленной задачи.
— Ещё один вопрос, который очень волнует родителей. Как изменится официальное наименование учебных заведений? Существующие номера и статусы останутся? Или будет лишь указание образовательного комплекса? Для многих очень важно в документе об образовании указание об окончании гимназии или школы с углублённым изучением, например, французского языка.
— В аттестате выпускника будет указано наименование образовательного комплекса и наименование структурного подразделения.
— А место обучения? Учащиеся продолжат ходить на уроки в те же здания?
— Планируется, что каждые школа и детский сад остаются в своих зданиях.
Образовательные комплексы в Ярославской области: ответы на главные вопросы
Учиться школьники останутся в тех же зданиях. Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
— А материально-техническая база? Если будет единый образовательный комплекс, не означает ли это, что какое-то оборудование, например, или мебель могут свободно перемещаться между зданиями, входящими в комплекс?
— Такие вопросы будут решаться руководством в каждом конкретном образовательном комплексе, исходя из конкретных задач по улучшению образовательного процесса.
— Другой волнующий момент — персонал и преподавательский состав. Учителя также остаются закреплены за тем же зданием, где работали? Теоретически, если у них будет желание и возможность взять дополнительные часы в другой школе, входящей в комплекс, они смогут это свободно сделать?
— В рамках образовательного комплекса возможностей у педагогов станет больше.
— Михаил Евраев обозначил, что реформа затронет прежде всего административный персонал. Но вопросы сокращения тоже не могут не волновать. Получается, могут быть сокращены директоры, завучи, психологи и так далее? Как будет определяться, кто попадёт под сокращение? Какие варианты им будут предложены?
— Выбор учреждений (школ, садов), главного и структурных подразделений комплексов, руководителей, кадрового состава, территориальной принадлежности и необходимости включения в комплекс — сфера ответственности муниципальных образований, то есть эти вопросы будут решать мэрия Ярославля, администрации городских поселений Рыбинск и Переславль-Залесский. В каждом комплексе будет директор и его заместители, которые будут сопровождать деятельность всего комплекса по различным направлениям. В их числе — заместитель по административно-хозяйственной работе, управляющий всеми зданиями, входящими в комплекс; заместитель по воспитательной работе, который ведёт работу с педагогами, классными руководителями, детьми и их родителями. Как правило, приоритеты развивающей деятельности очень близки: во всех образовательных организациях развиваются «Движение Первых» и «Орлята России», проходят «Разговоры о важном», профориентационный курс «Россия — мои горизонты», патриотические мероприятия ко Дню Победы и так далее. Именно поэтому один заместитель по воспитательной работе сможет обеспечить разработку и реализацию единой воспитательной программы, как и заместитель по образовательной деятельности в рамках основной образовательной программы сможет выстроить образовательный процесс с большим спектром возможностей. Директора школ становятся руководителями Центров образования, заведующие детскими садами — руководителями Центров развития. В каждой школе сохраняется институт классных руководителей, советников по воспитанию, педагогов-психологов, учителей и воспитателей, а также других специалистов, кто призван вести индивидуальную и коллективную воспитательно-обучающую деятельность.
— При этом всё же административный персонал в школах выполняет важные функции. Если он будет сокращён, а у действующих сотрудников увеличится нагрузка, не отразится ли это на качестве выполняемой ими работы? Например, на тех же внеурочных занятиях. А вообще, что можете сказать про организацию дополнительных занятий — кружков, секций? Они претерпят какие-либо изменения?
— Внеурочные занятия являются частью образовательного процесса, и никаких изменений в образовательной деятельности комплекса не будет. Что касается дополнительного образования, то объединённые ресурсы новых комплексов как раз прибавят возможностей для детей. Увеличение нагрузки, в соответствии с трудовым законодательством, возможно только с согласия работника и сопровождается повышением заработной платы, качество же зависит в первую очередь от профессионализма работников.
Образовательные комплексы в Ярославской области: ответы на главные вопросы
Обещают, что возможностей у учителей станет больше. Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
— Конечно, не можем не затронуть вопросы зарплат. Кто именно будет получать больше и насколько?
— Оплата труда младших воспитателей и обслуживающего персонала будет пересмотрена. Планируется, что младший воспитатель будет получать около 35 тысяч рублей. Повышение зарплаты педагогов происходит регулярно в рамках исполнения регионом Указов Президента Российской Федерации.
— Также в Сети поползли слухи о том, что реформа — это первый шаг к «платному образованию». Развейте их, пожалуйста! Реформа ведь не означает, что родители станут платить больше в «фонд школ» и так далее?
— Нет, конечно. Более того, все сборы являются строго добровольными, школам собирать деньги запрещено. Решение о приобретении чего-либо могут принять родители, соответствующим образом оформив это документально. В любом случае, принуждать к покупке или требовать сдать деньги не может никто. В случае, если в вашей образовательной организации такие случаи есть, сообщайте. Телефон горячей линии министерства образования Ярославской области — 31-43-45.
— А сельские школы? Они также все подпадут под объединение?
— Что касается сельских школ, то там реформирование идёт постоянно, в рамках живых изменений системы образования: с течением времени меняется численность контингента, выпускники заканчивают школы, то есть процессы идут с учётом требований меняющейся действительности. В этом году в 11 школах области принято всего по одному заявлению в первый класс — в Гаврилов-Ямском, Некоузском, Угличском и Рыбинском районах, в городском округе Переславль-Залесский. Также в восьми школах области обучаются по одному человеку в выпускных классах. В Угличском районе ликвидировали учебные учреждения, а также присоединяли детские сады, которые находятся на расстоянии. Напомним, объём финансирования образовательного учреждения определяется численностью контингента — в условиях нормативного финансирования на каждого ребёнка государством выделяется фиксированная сумма.
— И немного о детских садах. Как реформа коснётся дошкольных учреждений в целом и их персонала в частности?
— В тех детских садах, которые вошли в образовательные комплексы, будут созданы оптимальные условия для успешного развития преемственности между дошкольным и школьными звеньями образования, всесторонней реализации программ развития детей-дошкольников и детей школьного возраста. В дошкольном возрасте формируются личностные качества ребёнка и знания, которые будут основой успешного школьного обучения; школа не будет начинать свою работу с детьми с нуля, а как преемник дошкольной ступени будет организовывать свою педагогическую деятельность, развивая накопленный дошкольником потенциал. Обучение ребёнка в образовательном комплексе позволит педагогам, специалистам наблюдать за его развитием от одного года до 18 лет, то есть до получения основного общего или полного (общего) образования.
— Затронет ли как-то реформа процесс зачисления детей в первый класс? К примеру, не означает ли, что воспитанники детсада, входящего в образовательный комплекс, смогут пойти в первый класс только в школы, входящие в тот же комплекс?
— Поскольку образовательные комплексы создавались муниципальными образованиями по большей части по территориальному принципу, зачисление в первый класс всё равно бы происходило в школы, которые закреплены за территориями проживания. Но, согласно федеральному законодательству, первоклассник может быть принят в любую школу при наличии свободных мест.
Процесс зачисления в первый класс будет осуществляться по прежнему принципу
— И напоследок. В каких регионах данная реформа уже успешно прошла? На кого можем посмотреть и убедиться, что в ней страшного ничего нет?
— Нами анализировался опыт реорганизации учреждений в различных регионах, причём не только Москвы и Московской области, но и Тамбовской области, Пермского края. Найдены лучшие практики, которые могли бы быть применены на территории нашего региона, вписаны в традиции наших образовательных учреждений, и которые привели бы к повышению качества управления образовательными организациями. Например, рыбинские коллеги многие годы сотрудничают с образовательным комплексом 1554 города Москвы, объединившим 13 образовательных организаций. Как только пройдёт организационно-подготовительный этап в Рыбинске, педагогов Рыбинска ждут коллеги в Москве, чтобы на практике показать и объяснить все плюсы объединения и предупредить возможные отрицательные эффекты. Первые образовательные комплексы в столице появились ещё в начале 90-х годов, когда также наблюдался спад рождаемости, с 2016 года их функционирование стало стабильным: сегодня в Москве создано порядка 537 образовательных комплексов.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».