Образование
В рамках федерального проекта «Профессионалитет», реализуемого в регионе правительством области, тысячи ярославских школьников сегодня стали участниками дня открытых дверей, который прошёл на площадках опорных предприятий и колледжей. В нём приняли участие обучающиеся 8-11-х классов, а также их родители.
Посетители мероприятия смогли познакомиться с востребованными рабочими профессиями, узнали о возможностях обучения по практико-ориентированным образовательным программам и дальнейшем трудоустройстве. Для них прошли экскурсии, мастер-классы, интерактивные встречи.
— Ярославская область претендует на лидерство в подготовке новых кадров и профориентационной работе, — отметил губернатор Михаил Евраев. — В рамках «Профессионалитета» у нас создано четыре кластера по направлениям «Биофармацевтическое производство», «Железнодорожный транспорт», «Машиностроение» и «Педагогика».
Губернатор отметил, что синергия колледжей, школ и предприятий способствует подготовке профессиональных кадров для экономики региона. Также в Ярославской области впервые проведут форум для молодёжи «Неделя открытых дверей в Ярославской области». Он стартует в понедельник на площадке КЗЦ «Миллениум».
Организованная правительством области «Неделя открытых дверей» в Ярославской области пройдёт с 22 по 26 апреля. Участие примут 55 предприятий, 12 вузов и 20 организаций профессионального образования. Они продемонстрируют свои достижения и возможности, а также познакомят абитуриентов с учебными программами по востребованным направлениям.
Как отмечает правительство области, в числе тех, кто подал заявки, — ведущие образовательные учреждения региона, крупные предприятия, такие как «ОДК-Сатурн», «Славнефть-ЯНОС», Ярославский радиозавод, «Красный маяк» и другие, а также федеральные корпорации Сбер, РЖД, «Ростелеком», «Wildberries».
Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Ярославцы присоединятся к традиционной апрельской научно-просветительской акции «Тотальный диктант». В этом году писать текст под диктовку будут 20 апреля в 14 часов.
«Тотальный диктант» пройдёт по всему миру, в России в акции примут участие жители 77 регионов в более чем 600 населённых пунктах. За рубежом акция состоится в 40 странах и 81 городе. Автором текста диктанта в этом году стала российская писательница Анна Матвеева.
В Ярославле акция «Тотальный диктант» проходит с 2013 года. В этом году текст жители города напишут на 15 площадках, в качестве которых традиционно выступают университеты, библиотеки, школы и музеи разных районов города. Выбрать одну из площадок и зарегистрироваться для участия в мероприятии можно по ссылке. Диктант начнётся в 14 часов, продлится около часа.
Под диктовку известных филологов, актёров и журналистов ярославцы напишут текст Анны Матвеевой, посвящённый теме дневников в жизни человека. Кроме того, в 2024 году в Ярославле впервые пройдёт «Детский диктант», поэтому символично в Год семьи на акцию ярославцы смогут прийти целыми семьями вместе с детьми.
К юбилею акции организаторы проекта в Ярославле готовят новый «Тотальный аудиогид», рассказывающий об интересных местах города, связанных с проектом, грамотностью и русским языком, а 20 апреля Ярославль примет участие в онлайн-марафоне «Тотального диктанта» как столица акции 2022 года. В студии организаторы, филологи и участники акции поделятся интересными историями и закулисьем проекта.
Фото: архив организаторов
0+
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
«Ростелеком» провёл уроки кибербезопасности для семейных команд Ярославля. В течение месяца на базе регионального филиала международной школы математики и программирования «Алгоритмика» девять школьников вместе с родителями или бабушками и дедушками приняли участие в занятиях по цифровой грамотности. Финальным уроком стал киберквиз, который состоялся в день рождения Рунета.
— Виртуальный мир таит немало опасностей. Наша задача — научить ярославцев правилам грамотного поведения в Сети. Поэтому уже более пяти лет мы проводим занятия по кибербезопасности. За этот период слушателями программы стали около тысячи человек. А для тех, кто хочет осваивать материал самостоятельно, мы выпустили книгу «Прекрасный, опасный, кибербезопасный мир». Бесплатная электронная версия размещена на сайте компании, — сказал директор филиала ПАО «Ростелеком» в Ярославской и Костромской областях Роман Русских.
— Для семейного киберквиза мы разработали специальную программу по принципу известной телевикторины. Команды выбирали вопросы и отвечали на них. Если команда ошибалась, право ответа переходило к другим участникам. Мероприятие показало, что семьи хорошо подготовились, так что большинство ответов были правильными. Уверен, наше сотрудничество с «Ростелекомом» позволит и дальше создавать новые увлекательные и полезные проекты, — добавил директор филиала международной школы математики и программирования «Алгоритмика» в Ярославле Юрий Валянов.
— Спасибо организаторам за прекрасный вечер! Мы считаем, что такие занятия надо проводить регулярно, чтобы дети и взрослые говорили на одном, цифровом, языке. Сегодня, например, некоторые молодёжные выражения в вопросах мне были совершенно непонятны, но сын привёл нашу команду к победе, — поделились победители семейного киберквиза, семья Домановых.
Кибербезопасность — один из приоритетов современного общества, поэтому «Ростелеком» уделяет большое внимание информационной безопасности в Сети и повышению цифровой грамотности детей и взрослых. Эта работа также соответствует целям Альянса по защите детей в цифровой среде и созданию комфортной и безопасной цифровой среды.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Учебный год в самом разгаре. Совсем скоро выпускникам предстоит сложное испытание в виде ЕГЭ, а первоклашки, которым пока незнакомы эти три страшные буквы, уже привыкли к своей новой роли и с интересом и огоньком в глазах спешат на уроки. В школе их ждёт учитель, первый наставник на пути длиною в одиннадцать лет.
Корреспондент «Яркуба» вновь окунулся в школьную атмосферу и посетил уроки в ярославской школе № 33, где учителем начальных классов работает Анастасия Бараничева — героиня совместного с Министерством образования Ярославской области, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Ярославским педагогическим колледжем и Институтом развития образования спецпроекта «Дневник учителя». Для неё, как и для учеников, этот учебный год тоже стал первым. Как проходят занятия в начальной школе, читайте в новой главе нашего проекта.
Из открытого окна кабинета веет тёплым весенним воздухом, доносятся звуки снующих чаек, а из коридора им вторят звучные голоса детей. Перед звонком на урок шумно: ребята делятся друг с другом последними новостями и хотят вдоволь наиграться в догонялки, прежде чем сесть за парту и открыть учебник.
Так начинается привычный день в школе. Едва завидев Анастасию Сергеевну, ученики 1-2-го класса спешат к своему учителю поздороваться. До начала первого урока остались считанные минуты. Дети потихоньку подтягиваются, кто-то спокойно сидит в ожидании занятий, мальчишки мечтательно обсуждают далёкие планеты и Млечный Путь, а девочки показывают новые поделки педагогу. Остаётся только позавидовать и отдать должное, что учитель построил такие доверительные отношения с детьми.
Конечно, ребят удивляет новое лицо в классе. Кто это пришёл и сел за последнюю парту? Сначала относятся с подозрением, но через мгновение дружной гурьбой наваливаются с кучей вопросов: «А вы на целый день к нам?», «А почему фотоаппарат настолько большой?», «Хотите сыграть в домино?». От таких предложений не отказываются, и мы успеваем сыграть с Андреем и Романом партию.
— Это меня дедушка научил играть! — с гордостью заявляет Андрей, хозяин коробочки с костяшками.
Учитель в это время готовится к уроку и мелом выводит на тёмно-зелёной доске «Классная работа». Время игр закончилось: звенит звонок, и дети садятся на свои места. Первый урок — русский язык. Звучат знакомые слова: «Тетради сдаём на край стола!».
Урок начинается с небольшой разминки. Анастасия Сергеевна выдала ребятам белые квадратики с буквами, на которых нужно отметить все гласные. Кто-то не успел найти одну букву и честно поднял руку — дети не боятся ошибаться.
Сегодня проходят ударения и что такое проверочные и проверяемые слова. Чтобы рассказать материал и проверить на практике, Анастасия Сергеевна использует все средства: здесь и интерактивная доска, и старый добрый учебник. Вот ученик старательно выводит прописи в тетради. На листке с домашней работой виднеется запись с похвалой: «Намного лучше пишешь. Молодец!»
Далее по расписанию стоит окружающий мир. На перемене между уроками большинство детей признались, что это их любимый предмет. Учебные программы не стоят на месте: сейчас детям рассказывают не только про животных и растения, но и поднимаются важные темы воспитания. К примеру, на этой раз обсуждали, кто такой вежливый и воспитанный человек и какими качествами он обладает.
— Я думаю, что все моральные ценности детям мы закладываем ещё в детстве, с первого класса. По окружающему миру темы у нас и правда «скачут». Сегодня мы можем говорить про слонов и жирафов, а завтра — про правила поведения в транспорте и театре, — рассказывает Анастасия.
В начале года детям было трудно переключиться с одного урока на другой, вспоминает Анастасия Бараничева. Всё же русский язык больше про письмо, а окружающий мир — про разговоры. Но ко второму полугодию большинство первоклассников уже хорошо настраиваются на смену деятельности: смотрят в расписание, примерно представляют, какая тема будет изучаться на следующем уроке.
Наблюдая за юными школьниками, сразу замечаешь самых активных и хулиганистых. Таких учитель держит поближе к себе, чтобы быстрее заметить и пресечь нарушения дисциплины. Конечно, мирным путём и даже без повышения голоса. Сейчас учителя — дипломаты, а не надзиратели.
Скоро перемена, а значит, пора записать домашнее задание.
— В первом классе домашние задания носят рекомендательный характер. Есть те, кто выполняет рекомендации на 100% по всем предметам, а некоторые дети забывают или относятся к этому не так ответственно. Но всё-таки мы воспитываем в них правильное отношение к домашним заданиям: это не то, что заставляют делать, а необходимый навык для отработки и закрепления материла дома, — делится принципами работы учитель.
Анастасия рассказывает, что на освоение материала выделяется не один урок. Бывает, что тема поначалу сложна для детей, поэтому её нужно долго закреплять, но с каждым разом ребята делают успехи и лучше справляются с заданиями.
Фото: Анна Фролова / «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».ЯГМУ и Университет Дананга подписали соглашение о сотрудничестве. Об этом рассказали представители ярославского вуза.
В Социалистической Республике Вьетнам работает делегация из Ярославской области. В её составе ректор ЯГМУ, академик РАН, профессор Александр Леонидович Хохлов и Виктор Михайлович Кешенков, генеральный директор ООО СПТК «Совитком». Содействие в организации визита оказало Посольство Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам в лице Генерального консула России в городе Дананг Марии Георгиевны Мизоновой. Взаимоотношения между Россией и Вьетнамом имеют давние традиции. Для Ярославской области Вьетнам является многолетним партнёром в самых разных сферах.
Одно из ключевых направлений сотрудничества — подготовка кадров для дружественной страны. В Народном комитете города Дананг состоялись переговоры о медицинском образовании вьетнамских студентов с использованием русского языка. В Университете Дананга в ходе визита ярославской делегации подписано соглашение о взаимодействии между Ярославским государственным медицинским университетом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Университетом Дананга. Соглашение направлено на развитие долгосрочных партнёрских отношений и предполагает сотрудничество по нескольким направлениям. Речь идёт об организации дистанционного обучения вьетнамских студентов на русском языке и совместной проработке возможностей продолжения их обучения в России, организации обменов студентами и преподавателями. Стороны намерены вместе проводить семинары, конференции и круглые столы с целью совершенствования системы обеспечения качества образования, продвижения передовых научных исследований в медицинской и фармацевтической сфере. Еще одно направление взаимодействия — совместное изучения традиционных и нетрадиционных методов лечения, используемых в двух дружественных странах.
Ректор ЯГМУ, академик РАН, профессор Александр Леонидович Хохлов, выступая перед вьетнамскими коллегами, рассказал о достижениях Ярославского медицинского университета и познакомил их с опытом создания Консорциума «Трансляционные технологии здоровья и развитие медицинского образования», в который вместе с вузами и Национальным научно-исследовательским институтом общественного здоровья имени Н. А. Семашко, вошли Ассоциация современной фармацевтической промышленности и инновационной медицины Ярославской области (Ярославский фармацевтический кластер) и группа компаний «Р-Фарм».
— Университет Дананга — один из крупнейших университетов Вьетнама, входит в пятёрку национальных университетов Вьетнама и в ТОП-50 лучших вузов Юго-Восточной Азии. ЯГМУ входит в ТОП-10 в рейтинге вузов Центрального федерального округа, подготовленном Рейтинговым агентством RAEX. Уверен, наше сотрудничество с вьетнамскими коллегами послужит делу укрепления отношений между нашими дружественными странами и развитию медицины, — сказал ректор ЯГМУ, академик РАН, профессор Александр Леонидович Хохлов.
Фото: ЯГМУ
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
- «Выдохните и начните читать в своё удовольствие»: ярославна поделилась секретами победы на чемпионате по чтению вслух
- Книжные иллюстрации, обнажённые модели и путь творца: большое интервью с ярославским художником Игорем Сакуровым
- «Нужно стать настоящим»: создатель ярославского клуба «Десантник» о празднике 23 февраля, армии и патриотическом воспитании
- Объединить усилия и отстаивать интересы крестьянских хозяйств: Александр Чачин рассказал о создании Ассоциации фермеров Ярославской области
- «Взаимопонимание между нами сложилось хорошо»: учитель начальных классов рассказала о начале учебного года и знакомстве с детьми
- «Важно вернуть интерес к жизни на селе»: ярославский фермер рассказал о роли ТОС в развитии сельскохозяйственной отрасли
- Если просто писать мелом на зеленой доске, детям станет скучно: учитель начальных классов рассказала о подготовке к своему первому учебному году — «Дневник учителя»
Компания МТС, цифровая экосистема, и Российский институт театрального искусства ГИТИС проведут виртуальный мастер-класс и онлайн-отбор абитуриентов из Ярославской области в рамках федерального образовательного проекта МТС «Поколение М». Педагог из ГИТИСа встретится с поступающими 22 и 23 апреля на цифровой платформе МТС Линк. Самые достойные кандидаты могут быть рекомендованы для следующих этапов поступления в ГИТИС.
Участниками цифровых консультаций могут стать воспитанники и выпускники школ, музыкальных, театральных кружков и студий, учащиеся профильных учебных заведений.
Желающим поступить на актёрский факультет предстоит подготовить чтецкую программу, которая состоит из басни, стихотворения и прозы. Творческие испытания будет оценивать старший преподаватель кафедры мастерства актера Ольга Дмитриевна Якушкина. Дополнительно на первой встрече педагога с абитуриентами проверяется музыкальность, чувство ритма и пластичность. Участникам могут предложить спеть песню по собственному выбору, или исполнить танец.
Для участия в первичном онлайн-отборе необходимо пройти регистрацию по ссылке. Количество мест на мастер-класс и онлайн-консультацию ограничено. Участие бесплатное.
— Ярославская область — родина Первого Русского театра. Ежегодно начинающие актёры съезжаются в Ярославль со всей России, так как мечтают работать в Волковском театре. Онлайн-отбор в ГИТИС — отличная возможность для школьников и выпускников театрального колледжа, которые мечтают покорить столицу и заявить о себе. Ребята смогут в режиме онлайн побеседовать с педагогом одного из лучших театральных институтов России и проявить себя. В случае удачного прохождения онлайн-отбора самые талантливые участники будут рекомендованы для дальнейшего поступления в ГИТИС, — рассказал директор МТС Ярославской области Максим Бартыков.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Один из факультетов ЯГМУ частично перевели на дистанционное обучение из-за кори. Информацию об этом в беседе подтвердили «Яркубу» студенты учебного учреждения.
Оказалось, первый курс педиатрического факультета Ярославского медицинского ушёл на дистанционное обучение из-за двух подтверждённых случаев заболевания корью.
— Карантин ввели до 17 апреля, — поделился с «Яркубом» источник. — Сначала заболел студент-первокурсник, после него ординатор. Младшему курсу ввели дистанционное обучение.
Важно отметить, что старшие курсы факультета продолжат учиться в очном формате.
Фото: ЯГМУ
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В Ярославле стартовал приём заявлений в первые классы школ. График опубликовал департамент образования мэрии города.
Отмечается, что заявление нужно подавать лично родителю или законному представителю. Одного ребёнка можно зарегистрировать в одну или несколько школ. Это можно сделать, если за одним адресом закреплено несколько образовательных учреждений. Также это разрешается в период приёма детей, не проживающих на закреплённой территории. На каждого ребёнка в каждую школу оформляется отдельное заявление. Подавать можно как лично в школах, так и удалённо — через Госуслуги, на региональных сервисах, интегрированных с Гослуслугами, а также почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
График приёма
-
С 28 марта — школы №№ 4, 42, 7, 3, 9, 30, 44, 43, 49, 57, 74, 15, 31, 32, 75, 6 (санаторная школа-интернат), 1, 36, 37, 41, 46, 47, 50, 51, 59 и 84;
-
С 29 марта — №№ 5, 10, 17, 26, 27, 29, 39, 56, 58, 60, 62, 72, 81, 87, 90, 99, 10 (школа-интернат), 91, 6, 14, 16, 21, 28, 35, 66, 68, 78, 85, 88, 89;
-
С 1 апреля — школы №№ 8, 11, 12, 13, 18, 23, 25, 40, 48, 52, 67, 69, 70, 71, 73, 115 (начальная школа — детский сад), 76, 77, 80, 83, 55, санаторно-лесная школа имени В. И. Шарова.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В ЯГПУ прошёл семинар для педагогов.
ЯГПУ имени К. Д. Ушинского стал базовым вузом проекта Министерства просвещения «Орлята России». «Яркуб» выяснил, кто может стать Орлёнком и какими качествами для этого нужно обладать.
Что за проект?
Проект «Орлята России» был создан в 2021 году. Его идея заключается в том, чтобы воссоздать в начальной школе уникальную систему воспитания, которая опирается на опыт и достижения отечественной педагогики. Поэтому орлят можно назвать пионерами современной России. Всё как в добрые времена СССР: особый нравственный кодекс, символика, общественная активность, обычаи и негласные правила.
Каким должен быть настоящий Орлёнок?
Пленарное заседание. Фото: ЯГПУ
Почему ЯГПУ?
ЯГПУ имени К. Д. Ушинского стал первым среди базовых вузов, принявших участие в программе. Курирует проект кафедра педагогики и психологии начального обучения.В России таких университетов всего одиннадцать.
27 марта в Ярославском педагогическом прошёл научно-практический обучающий семинар, посвящённый подготовке учителей начальных классов к воспитанию младших школьников. В нём приняли участие педагоги, руководители образовательных учреждений, региональные координаторы и советники по воспитанию, участвующие в реализации проекта. Главная задача — формирование компетенций педагогических работников.
— Впереди у нашей команды много совместных мероприятий. Главное для нас — воспитание подрастающего поколения, достойной смены на благо будущего нашей страны, — отметила Анна Невзорова, куратор проекта «Орлята России» в ЯГПУ.
Фото: ИРО
Каким должен быть Орлёнок?
Корреспондент «Яркуба» пообщалась с Анной Невзоровой и по итогам беседы описала образ настоящего Орлёнка. Своеобразный кодекс, составленный нами с помощью куратора, похож на свод правил юного пионера и включает в себя основные требования к кандидатам
- Орлёнком может стать каждый добросовестный и ответственный школьник
Основной упор сделан на работу с младшими школьниками. Почему? Именно в начальных классах закладываются духовно-нравственные основы личности человека. Среди ориентиров — патриотизм, отзывчивость, усердие в учёбе и спорте.
- Орлёнок посвящает свою жизнь добросовестному труду и служению Отечеству
Для юного Орлёнка понятия Отечество, традиции и патриотизм — ключевые ценности. На этом строится духовное воспитание подрастающего поколения.
- Традиции — духовно-нравственный ориентир настоящего Орлёнка
Концепция движения направлена на сохранение традиций как основы идентичности.
- Орлёнок всесторонне развит и тянется к знаниям
Программа подготовки включает в себя семь треков, которые обозначают разные направления движения. В них отражены желаемые черты и качества настоящего Орлёнка.
- В эпоху цифровизации Орлёнок никогда не забывает о физическом и духовном развитии
На первый план выходят духовное воспитание, укрепление здоровья и развитие физических способностей.
- Орлёнок — надежда и будущее России
На плечи Орлят России в будущем ляжет ответственность за укрепление государства и благополучие народа.
- Орлёнок всегда поможет нуждающемуся
Для представителей движения важно научиться помогать не только своим близким, но и всем, кто нуждается в помощи. Орлёнок оказывает поддержку на добровольных началах.
- Орлёнок принимает активное участие в инициативах и проектах движения
Каждый Орлёнок в первую очередь — активный гражданин своей страны.
- Орлёнок заботится о природе и бережёт ресурсы
- Орлёнок с гордостью носит значок движения
У Орлят, помимо униформы, есть и нагрудный знак. На нём написано «Орлята России», однако его дизайн может в скором времени измениться. Символика — важная составляющая для единства Орлят.
Фото: ЯГПУ
Будущее Орлят России
На данный момент участниками программы являются более 100 тысяч классов во всех регионах страны, говорится на сайте движения. Это более полумиллиона детей и взрослых.
В Ярославской области проект «Орлята России» запущен во многих школах, но флагманской стала школа № 25 имени Александра Сивагина. В одном из следующих материалов, посвящённых теме, «Яркуб» расскажет и покажет, как живут и чему учатся ярославские Орлята.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
26 марта на общегородском совещании в мэрии Ярославля затронули тему безопасности в школах города. В частности, мэр Артём Молчанов рассказал, почему было решено не вводить дистанционное обучение до конца учебного года.
Напомним, дистант в ярославских вузах экстренно ввели после трагических событий 22 марта. Удалённо большинство студентов занимались 23 марта, в ЯГПУ — 23 и 25 марта. После этого занятия возобновились в обычном режиме. В школах дистант также было решено не вводить. В учебных заведениях, в которых обучение осуществляется по четвертям, на прошлой неделе были каникулы, а с понедельника, 25 марта, начались занятия. И проходят они в очном режиме. Как отметил мэр города, в дистанте нет необходимости.
— Рекомендованные региональным штабом меры безопасности, которые применяются сейчас, в городе реализованы в полной мере. В том числе и в образовательных учреждениях, — сказал Артём Молчанов.
Он добавил, что реализуемые и городом, и правоохранительными службами мероприятия обеспечивают необходимый уровень безопасности, и в этом есть «полная уверенность».
Между тем, мнения ярославцев о необходимости введения дистанционного обучения в школах разделились. Одни всё же не уверены в том, что обеспеченная безопасность соответствует необходимому уровню, и потому, по их мнению, пока детям лучше позаниматься дома. Другие же полагают, что перевод на дистант лишь осложнит учебный процесс, но при этом не гарантирует безопасность, так как дети получат больше свободного времени, а значит, отправятся в места скопления людей.
«Поддерживаю дистант! Очень страшно отправлять детей в школу и детский сад», — например, отметила в соцсетях ярославна Татьяна Лапина;
«Дистант — это толпы подростков во всех торговых центрах...» — возразила Ольга Ковалевская.
Ранее в министерстве образования Ярославской области отметили, что в рамках антитеррористической защищённости предусмотрены дополнительные меры безопасности, такие как усиление пропускного и внутриобъектового режима. В частности, все школы должны были проверить исправность всего имеющегося оборудования, полностью исключить проход на территорию лиц, не являющихся участниками образовательного процесса, а также провести дополнительные инструктажи всех сотрудников, а в особенности лиц, ответственных за контрольно-пропускной режим.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».