История

16 июля 2024 в 11:18
Конюшенный двор начала XX века в Норском признали памятником архитектуры
Здание хотят включить в федеральный проект по вовлечению ОКН в хозоборот.
Конюшенный двор начала XX века в Норском признали памятником архитектуры

Здания «Двора конюшенного Прохорова» в Ярославле признали памятником культуры регионального значения. Пять строений на улицах 1905 года и Большой Норской улицах включили в госреестр ОКН как «Ансамбль конного двора Норской мануфактуры». Об этом сообщили в правительстве региона.

Все пять объектов — «Рабочая конюшня», «Жилой дом, пожарное депо», «Выездная конюшня», «Контора и каретник» и «Кузница и навес для повозок» — построены в начале ХX века и выполнены в «кирпичном стиле», получившем широкое распространение в русской архитектуре конца XIX — начала ХХ века.

Заместитель председателя регионального правительства Татьяна Потёмкина отметила, что рассматривается вопрос о включении этого уникального памятника в федеральный проект по вовлечению в хозоборот ОКН.

Фото: пресс-служба правительства Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
13 июля 2024 в 16:46
В центре Ярославля пройдёт выставка классических автомобилей
Мероприятие состоится на площадке перед Ботаническим садом ЯГПУ.
В центре Ярославля пройдёт выставка классических автомобилей

В центре Ярославля пройдёт выставка классических автомобилей. Об этом рассказали в пресс-центре ЯГПУ.

Выставка состоится в следующую пятницу, 19 июля, на площадке перед Ботаническим садом ЯГПУ на Которосльной набережной, 46В. Организует мероприятие для абитуриентов ЯГПУ и всех желающих автомобильный клуб «Медведь».

Увидеть на площадке ретро-автомобили можно будет с 11 до 15 часов. В 12:00 начнётся интерактивная экскурсия. А затем до 15 часов все желающие смогут сделать на память фотографии с историческими машинами.

Фото: ЯГПУ

0+

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

12 июля 2024 в 12:35
В Ярославской области «Дом со щуками» в живописном селе принял первых постояльцев
Восстановление старинного особняка продолжается уже много лет.
В Ярославской области «Дом со щуками» в живописном селе принял первых постояльцев

В живописном селе Заозерье, которое в своё время принадлежало князьями Волконским, Одоевским и помещикам Салтыковым, немало исторических зданий. Одно из них — «Дом со щуками». Это старинный особняк, построенный в 60-х годах XIX столетия.

Несколько лет назад «Дом со щуками» выкупила Алёна Петухова, учительница истории и обществознания в местной школе. И принялась его восстанавливать. Главная цель — организовать в усадьбе небольшой отель, чтобы родное Заозерье с его богатой историей стало ещё больше привлекательным для туристов.

Главная изюминка здания — кованые металлические щуки, благодаря которым усадьба и получила название. Рыбы не так давно, в 70-е, смастерил местный умелец Николай Бородулин. Сейчас восстановлением фигур занимается специалист-жестянщик. Волею судеб он оказался потомком местных купцов.

На днях «Дом со щуками» принял первых постояльцев. Ими стали общественный деятель Святослав Тамбовцев и его дочь Ольга, которые сейчас путешествуют на велосипеде по Ярославской области.

— Думаю, полноценное открытие всё же пока «за горами», так как ремонт будет длиться ещё несколько лет. Но проживать уже можно людям не очень требовательным, так сказать, — рассказала Алёна «Яркубу». — Определённый уют я уже создала: красивая старая мебель, ковёр, кружевные салфетки, много книг, веранда и балконы. Удобства тоже, конечно, есть.

Алёна признаётся, что восстановление дома — дело всей её жизни.

Кроме аутентичных интерьеров особняка, туристы могут оценить и больше узнать об истории края в Музее купеческой предприимчивости «Заозерские маяки» да и просто прогуляться по старым улочкам с дореволюционными зданиями.


Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
11 июля 2024 в 18:00
Тайные знаки и древние символы: следы масонов в Ярославле
Правда ли, что в городе существовала тайная ложа и на каких зданиях можно найти символы вольных каменщиков.
Тайные знаки и древние символы: следы масонов в Ярославле

Среди старинных зданий и улиц Ярославля можно найти множество загадок прошлого. Барельефы в виде циркулей, факелов и сдвоенных колонн. Сначала эти символы могут показаться обычными украшениями, но на самом деле у них куда более глубокий смысл. Всё это часть наследия масонов — тайного ордена вольных каменщиков.

При поддержке Ярославского областного отделения Русского географического общества «Яркуб» расскажет, какие послания зашифровали масоны на зданиях в нашем регионе. Вы удивитесь, но в этой истории встречаются хорошо знакомые всем имена и места.


История ярославского масонства

Первым ярославским масоном считают губернатора Алексея Мельгунова, назначенного на этот высокий пост Екатериной II. Под его началом в XVIII веке Ярославль расцвёл: провинциальный город становится настоящим губернским центром, который в чём-то даже может посоревноваться с Москвой и Петербургом.

Видимо, окрылённый идеями Просвещения действительный член ложи вольных каменщиков Мельгунов намерился не только перестроить город на столичный манер, чтобы тот соответствовал духу времени, но и воссоздать культурные идеалы эпохи. Губернатор, как и многие другие масонские деятели, направлял филантропические чувства в область детского воспитания.

В 1786 году Мельгунов открыл «Дом призрения ближнего», основанный на «правилах человеколюбия к общему добру из любви к ближнему». В здании, современный адрес которого — улица Кирова, 8/10, проживали и обучались дети-сироты.

Тогда Екатерина, соглашаясь на открытие Дома призрения, отправила ярославскому губернатору письмо со словами «отдалять всё колобродное, обманом или невежеством выдуманное». В чём же заключался истинный смысл этих строк, остаётся только догадываться.

В Совет Дома входили шесть человек. Вероятно, все они были членами местной масонской ложи. Учреждение выстроили на собранные пожертвования дворян и купцов, среди них — Урусовы, Салтыковы, Волконские, Мусин-Пушкины и ярославский род Затрапезновых.


Портрет А. П. Мельгунова кисти Д. Г. Левицкого

При Мельгунове также открываются учебные заведения для дворянских детей и детей всех сословий (1786), первая частная типография (1784), выходит в свет первый в русской провинции журнал «Уединённый пошехонец».

Возникновение ярославской типографии связывают с московской «Типографической компанией», имеющей непосредственное отношение к масону Николаю Ивановичу Новикову. Основателями ярославского предприятия и первыми сотрудниками «Уединённого пошехонца» стали Н. Ф. Уваров, А. Н. Хомутов и Н. И. Коковцев — все они составляли ближайший круг единомышленников Мельгунова.

Можно сделать вывод, что деятельность масонов красной нитью пронизывала культурную и общественную жизнь губернии и двигала её вперёд. Купцы и дворяне соревновались в благотворительности, а люди науки и искусства старались развивать в провинции передовые мысли.


Дом призрения ближнего. Конец XIX века. Фото: «Яркипедия»

Разгром всех масонских лож в России случился совсем скоро — в 1822 году. Тогдашний губернатор Александр Безобразов получил от министра внутренних дел графа Кочубея подписанное государем Александром I требование закрыть все масонские ложи и другие тайные общества и впредь их не дозволять.

Поэт и публицист Леонид Трефолев в книге исторических очерков «Ярославская старина» писал, что первые «отречения» от масонства начались в Демидовском училище. Проректор учбеного заведения Степан Вилинский собрал с сотрудников подписи о неучастии в ложах. Вслед за «Демидовцами» отрёкся от масонства директор училищ Ярославской губернии и весь персонал Ярославской гимназии. Возможно, многие из них и не подозревали о существовании каких-либо тайных обществ, но всё же должны были письменно выразить своё отречение.

Свидетельства о деятельности масонов в Ярославле крайне обрывисты и скудны. До наших дней дошло не так много данных и исторических документов. Но след вольных каменщиков хорошо обнаруживаются в материальном наследии прошлых столетий — на фасадах старинных зданий.

Символы масонов в архитектуре Ярославля

Древо Сефирот

Во времена своего царствования Екатерина II задумала изменить городской ландшафт империи, чтобы улицы и здания подчинялись строгому порядку, логике и гармонии. Именно Мельгунов и следующий губернатор Михаил Голицын заложили в центре Ярославля ту планировку, которая сохраняется и по сей день. Считается, что при последнем в основу центра было положено древо сокровенного познания Сефирот.

Сефирот представляет собой модель мира в виде десяти фундаментальных сущностей, находящихся между собой в равновесии и взаимодействующих при помощи энергетических потоков.

Наложив матрицу Древа на карту, здания совпадут с «сефирами». Так, Дом призрения ближнего находится в «сефире» «Милосердие», Дом вице-губернатора (Нахимсона, 7) — в «Силе», а дворец Наместника, где ныне здание правительства области, — в «Гармониии».

Губернаторский дом на Волжской набережной совпадает с «Царством», храм Ильи Пророка — с «Основой». Однако далее не всё так очевидно и придётся «притянуть за уши» следующие точки, чтобы завершить Древо. Тогда роль «Мудрости» и «Разума» займут Власьевская (Знаменская) и Угличская башни, а «Короны» — Ротонда Гостиного двора, появившаяся как раз при Голицыне.

«Документов, подтверждающих или опровергающих эти догадки, не осталось. Однако сопоставление планировок других городов, усадеб членов этих тайных обществ, наводят на мысли о том, что и план Ярославля мыслился ими как символ, в котором каждая часть имеет своё особое значение. В основе этого плана лежит учение о древе Сефирот, символе мироздания. Для современного человека все это выглядит необычным, однако для человека XVIII–XIX столетий это был язык, понятный, особенно, людям посвящённым. „Прочитанное“ таким образом пространство позволяет взглянуть на привычную городскую среду Ярославля глазами человека эпохи Просвещения», — рассказывал ярославский историк и экскурсовод Вячеслав Лётин.


Согласно легендам, знаменитое поместье в Карабихе, построенное князьями Голицыными, а впоследствии купленное поэтом Николаем Некрасовым, спроектировано по такому же принципу. Что примечательно, именно Михаил Голицын, получивший в наследство усадьбу, придал ей сохранившийся до наших дней облик.

Дом Кудасова

На Красном съезде, всего в нескольких метрах от Красной площади, стоит небольшой особняк, известный под названием «Дом Кудасова». Несмотря на свой небольшой размер, это здание постройки конца XVIII века — яркий образчик классицизма и признан объектом культурного наследия федерального значения.

На фасаде дома можно увидеть сразу несколько интересных символов: венок с лентами на фронтоне, факелы с гирляндами, колонны Боаз и Яхин и шестиконечную звезду — Соломонову печать... Эти украшения предположительно появились в первой четверти XIX века.

Боаз и Яхин — имена двух символических колонн, которые царь Соломон поставил перед главной дверью каббалистического храма. Масонская традиция трактует этот элемент как противодействие двух сил: Яхин отождествлялся со Столпом Милосердия в структуре Древа Жизни, Боаз — со Столпом Суровости. Колонны присутствовали в большинстве масонских лож, между ними кандидат проходил во время обряда посвящения.


Под фронтоном на фризе «Дома Кудасова» тянется повторяющийся паттерн из Соломоновых печатей, также известных под названиями «щит Давида» или «пламенеющая звезда». У масонов шестиконечная фигура означала единство человека и всего мира, микрокосма и макрокосма.


А под козырьком можно заметить три соединённых кольца — ещё один масонский символ, символизирующий три части человека — плоть, разум и душа. Кстати, подобный элемент вполне распространён в архитектуре, такие же находятся на «Доме Рожкова» на Республиканской, 38/22 и на более современном доме № 29 по улице Некрасова.


Храм Николы Пенского

Следующая точка — храм Николы Пенского на Малой Пролетарской, 59. На фасаде церкви находится, пожалуй, самый распространённый и узнаваемый масонский символ — Всевидящее око.

«Знак получил распространение благодаря масонству, которое вошло в моду у русского дворянства в XVIII веке. Со временем некоторая масонская символика была воспринята православием и переосмыслена. В частности, Лучезарная дельта стала Божьим оком, которое в конце того же столетия появляется сначала в росписи православных храмов, а потом и на фасадах <...> Любопытно, что прямо перед фасадом придела растут липы, кроны которых как будто специально скрывают Всевидящее око от лишних глаз», — пишут авторы книги «Ярославские детали».


Спасский храм и усадьба Свечиных Волковых в селе Лютово

Далее мы переместимся чуть подальше от Ярославля — в село Лютово, что в нескольких километрах от Туношны.

Известно, что храм построили в 1842 году на средства помещика Дмитрия Михайловича Свечина, который в самом начале своей карьеры был принят в масонскую ложу. Автором архитектурного проекта являлся П. В. Стольник.

Вячеслав Лётин, исходя из принадлежности помещика к ложе вольных каменщиков, интерпретировал храмовую архитектуру. Так, краевед считает, что кубическая форма четверика основания церкви — знак земного мира и символ результата духовной работы, когда из «необработанного, неотёсанного камня» (ученика) был сформирован «обработанный камень» (подмастерье).

«В результате возможности прочтения лютовского храма как масонского текста композиция здания становится совершенной не только с точки зрения формы, но и безупречной с точки зрения воплощения идеи Духовного подъёма», — приходит к выводу автор.

А был ли масон?

Примечателен дом в центре города на Некрасова, 60. На нём расположены барельефы в виде циркуля-измерителя на чертёжном треугольнике. У вольных каменщиков циркуль символизирует всемирность ордена и вечность. Но масонский ли этот знак на самом деле? Вот что пишут об этом здании 1954 года постройки в книге «Ярославские детали»:

«В 1954 году дом по Некрасовской улице был сдан как первое общежитие Ярославского строительного техникума. Почти такой же знак есть и на здании самого учебного заведения на улице Чайковского, построенного спустя три года после общежития. Логично было бы предположить, что перед нами эмблема техникума. Между тем такая версия довольно сомнительна. Техникум относился в те годы к Министерству строительства предприятий машиностроения, такая специфика должна была найти отражение на эмблеме. В то же время барельеф очень похож на эмблему Ярославского областного отдела коммунального хозяйства»


Похожую деталь можно найти на Демидовском столпе, на котором изображён герб знаменитого рода промышленников. На гербе расположены молоток и рудоискательные лозы.

«В лозах усматривается невероятное сходство с циркулями — ещё одним распространённым атрибутом масонской ложи», — писал краевед Ян Левин в книге «100 деталей Ярославля».


На доме № 17 по Советской улице, где сейчас занимаются юные пионеры, хорошо заметен кадуцей — жезл Меркурия (Гермеса), обвитый змеями. У масонов это символ равновесия добра и зла, сами же змеи символизируют мудрость и плодородие, а жезл — мировую ось, по которой возможно перемещение богов. Но до дворца пионеров в старинном здании располагалось коммерческое училище, поэтому появление атрибута бога торговли Меркурия на фасаде вполне логично.


Многие подобные городские детали можно трактовать с удобной точки зрения искателя масонского заговора. В действительности всё оказывается куда прозаичнее.

Масоны в современном Ярославле

Кажется, что присутствие вольных каменщиков в Ярославле — это дела минувших веков. Несомненно, среди политической и интеллектуальной элиты прошлых столетий быть масоном было либо почётно, либо модно. Но годы идут, меняется мода, и что самое важное — меняется политический курс. В советские времена, когда религию сравнивали с опиумом, а старинные храмы и монастыри с землёй, про масонство и поиск тайных знаний как-то забыли.

Что же сейчас? Всего через несколько месяцев после распада СССР масонство возродилось в России. Филиалы быстро открылись по всей стране. К примеру, в Ярославле ложа называлась «Фёдор Волков». Сколько она существовала и существует ли сейчас, доподлинно не известно. Но периодически в городе появлялись слухи о деятельности масонов.

Так, в начале нулевых годов в масонском сговоре уличили тогдашнего губернатора Анатолия Лисицына, который основал в городе Ротари-клуб «Лидер». Всемирную организацию Rotary International часто подозревали в деятельности, аналогичной масонской, а клубы якобы используются как первичная ступень вербовки в орден. Однако ярославское отделение подобные догадки и слухи отрицало.

А не так давно, в 2017 году, ярославцы усмотрели масонский след на стенах жилого комплекса «Династия» на улице Свободы. Горожане увидели в панно Всевидящее око — самый узнаваемый символ масонов, который символизирует Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков. Однако упоминаемый ранее Вячеслав Лётин развеял все мифы и заявил, что перед нами обычный орнаментальный этнический мотив.


Фото: «Яндекс Карты»

Вот так, прогуливаясь по городу и всматриваясь в интересные детали, можно открыть для себя много нового и доселе неизвестного. Наверное, масоны и сегодня собираются где-то в Ярославле и обсуждают насущные вопросы. Но вряд ли они вершат наши с вами судьбы...

Фото: «Яркуб», Дмитрий Литашин

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
11 июля 2024 в 17:12
Ушёл из жизни один из лучших игроков ярославского «Торпедо» 1990-х
Не стало Андрея Тарасенко.
Ушёл из жизни один из лучших игроков ярославского «Торпедо» 1990-х

11 июля скоропостижно ушёл из жизни хоккеист, лучший бомбардир ярославского «Торпедо» 1990-х годов Андрей Тарасенко. Информацию подтвердили в хоккейном клубе «Сибирь», где специалист работал в последние годы.

Андрей Владимирович родился в Новосибирске и является воспитанником местной хоккейной школы. В Ярославль переехал в 1989 году и выступал за главную местную команду в течение последующих семи лет. За это время провёл в составе «Торпедо» 302 матча, в которых забросил 105 шайб. Несколько лет был капитаном команды, неоднократно привлекался в сборную России. В 1996 году перешёл в тольяттинскую «Ладу», а в 2001-м вернулся в родной Новосибирск. Там же остался и после окончания игровой карьеры. До последних дней работал в местном клубе «Сибирь», являясь тренером по развитию.

«Колоссальная потеря как для семьи, клуба, так и всего нашего хоккея. Он был ценным специалистом и просто порядочным человеком, про которого я не помню плохих слов», — написал спортивный журналист Дмитрий Ерыкалов.

Андрею Тарасенко было всего 55 лет.

Фото: yarwiki.ru

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

Интервью
9 июля 2024 в 11:33
Хорошо забытое старое: День города Ярославля хотят вернуть на стадион «Шинник»
Идею команда мэра «подсмотрела» в Беларуси.
Хорошо забытое старое: День города Ярославля хотят вернуть на стадион «Шинник»

Уже в будущем году главной площадкой празднования Дня города Ярославля может вновь стать стадион «Шинник». Об этом рассказали на общегородском совещании в мэрии 9 июля.

Как отметила заместитель мэра Елена Волкова, такую идею градоначальник «подсмотрел» во время недавней рабочей поездки в республику Беларусь. Там Артём Молчанов побывал на Дне города Могилёва. Праздник как раз проходил на местном стадионе. Организация мероприятий настолько пришлась по душе ярославской делегации, что сразу после поездки они решили начинать переговоры по проведению Дня города — 2025 на стадионе «Шинник». По словам Елены Волковой, здесь должна быть организована «хорошая, большая концертная программа», которую смогут посетить буквально тысячи гостей.

Вероятно, нынешняя команда мэра позабыла или не знает, что День города на «Шиннике» — это совсем не новинка. В 1990-е он там уже проходил. А в 2000 году на стадионе с размахом отмечали 990-летие (на фото как раз он. — Прим ред.). Правда, потом праздник на долгие годы перенесли на «Спартаковец» и Советскую площадь.

Фото: архив Александра Загоскина

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

4 июля 2024 в 20:00
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
А может, и целый экскурсионный ретро-трамвай — сейчас эти вопросы прорабатываются.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику. А возможно, будет создан целый экскурсионный трамвай, который будет возить жителей и гостей города в рамках каких-то развлекательных программ — сейчас данные вопросы прорабатываются. Об этом в беседе с корреспондентом «Яркуба» рассказал директор «ЯрГорЭлектроТранса» Денис Пырлог.

Новая система должна стать подарком на 125-летие ярославского трамвая

Трамвайное движение в Дзержинском районе города было остановлено с 1 июля 2024 года. Вагоны сделали свои последние рейсы вечером 30 июня, после чего отправились в депо. Первым июльским утром контактная сеть на участке от кольца на улице Волгоградской до депо была обесточена, начинаются работы по демонтажу всей инфраструктуры.

«Вот и всё... Почти 47 лет верой и правдой служил нашему району трамвай. Но уже завтра придётся обходиться без него. Впереди новая страница в его истории. А пока с трамвайчиком прощаемся. До новых встреч!» — такой пост, проиллюстрированный видео с несколькими последними брагинскими рейсами, появился в группе района поздним вечером воскресенья.

Стоит отметить, что трамвайное движение в Дзержинском районе действительно работало бесперебойно с 1 ноября 1977 года, прерываясь разве что на отдельных участках на время какого-либо ремонта. А в середине 2000-х замена путей проходила без полной остановки маршрутов. На этот раз реконструкция столь масштабная, что без остановки не обойтись. Закончить все работы здесь обещают к 2025 году. Затем модернизация начнётся на линиях от депо до Пятёрки и центра. Запустить полностью обновлённую систему обещают к 125-летию ярославского трамвая, которое будет отмечаться 30 декабря 2025 года.

Старые вагоны хотят сохранить на память

Уже с 1 июля маршруты №№ 5 и 7 заменили их укороченные варианты. Соответственно, количество подвижного состава, выпускаемого на линию, заметно уменьшилось. Логично предположить, что старые вагоны будут постепенно списываться. Так, в прошлом месяце завершил работу старейший вагон Ярославля — вагон с бортовым номером 43. На момент списания ему было 44 года. Впервые выйдя на ярославские улицы в самом начале 1980-х, он успел поездить по нескольким районам города. В 2006-м, правда, прошёл капитальный ремонт, который продлил ему жизнь ещё на 18 лет. Но факт остаётся фактом — трамвай возил пассажиров более 40 лет и при этом совсем не выглядел каким-то «убитым».

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Вагон № 43 на маршруте № 3. 2000-е годы. Фото: Михаил Костров

В конце июня таких же «старичков», вагонов серии 71-605 (КТМ-5М3), в Ярославле оставалось всего несколько штук. Возник резонный вопрос — а останутся ли они после 1 июля? Или все эти вагоны уйдут в историю? Директор «ЯрГЭТа» ответил, что прямо сейчас речи о списании этих легендарных красных трамваев не идёт. Пока какие-то из них продолжат работу. Хотя и возможно, что всё же будут списаны в течение лета-осени.

— Те вагоны, которые находятся в технически исправном состоянии, которые не требует больших затрат, они также продолжать курсировать. Но мы должны понимать, что с учётом реконструкции вагонов будет требоваться меньше. Соответственно, у нас появится профицит вагонов. Будут использоваться требующие меньших вложений, потому что закупать дорогостоящие запчасти, которые уже даже сложно достать, на короткий срок нецелесообразно, — сказал Денис Пырлог.

Но что самое интересное — руководство «ЯрГорЭлектроТранса» планирует оставить хотя бы два вагона, которые станут частью музея предприятия. Хотя и то, в каком они виде будут сохранены, вопрос пока открытый. По словам Дениса Юрьевича, в ближайшее время будут проработаны все варианты.

Это настоящий вагон-труженик

КТМ-5 можно назвать настоящим вагоном-тружеником. Это те самые вагоны, в подавляющем большинстве красного цвета, знакомые не одному поколению ярославцев. Впервые в город вагоны этой серии поступили в 1971 году, а в 1976-м последние «старички» КТМ-1 и Gotha были списаны, и КТМ-5 на долгие годы стали единственным трамваем на ярославских улицах. По тем временам вагоны казались суперсовременными: более быстрыми, плавными, с удобными сиденьями и даже обогревом салона.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Трамвай КТМ-5 маршрута № 1 на улице Большой Октябрьской. Июль 2003 года. Фото: Ярослав Лученецкий

Кстати, до осени 1975 года в Ярославле трамвайное движение осуществлялось через площадь Подбельского (ныне Богоявления), а конечная остановка располагалась в Торговом переулке. Вагоны серии КТМ-5 отсюда ходили через Подбелку и улицу Большую Октябрьскую к Ярославлю Главному, а также на Пятёрку.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

КТМ-5 на площади Подбельского (Богоявленской). 1975 год. Фото: Музей «ЯрГЭТ»

Затем, уже после вывода трамвая из самого центра, КТМ-5 «бегали» от Мукомольного переулка на Перекоп, к вокзалу, на Пятёрку.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Трамваи КТМ-5 в Мукомольном переулке. Июль 1992 года. Фото: Wilfried Wolf

Открывали они 1 ноября 1977 года и движение в Северном жилом районе (Дзержинском).

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Торжественный запуск брагинского трамвая. Кольцо на улице Колесовой. Ноябрь 1977 года. Фото: ЦДЮ (предоставлено Людмилой Капраловой)

Вагоны были очень надёжными, их поставки были регулярными вплоть до 1993 года. После этого город купил несколько новеньких вагонов серии КТМ-8, однако они не оправдали себя и, проработав всего чуть более десяти лет, были полностью списаны. А труженики КТМ-5 продолжали возить пассажиров.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Трамвай КТМ-8 на улице Волгоградской. Июнь 2002 года. Фото: Ярослав Лученецкий

В 2000 году к 990-летию города в Ярославль поступил первый вагон 71-619К. В середине 2000-х трамвайный парк пополнили ещё несколько десятков 71-619К и 71-619КТ — это те самые вагоны бежевого оттенка, которые в большинстве своём продолжают работать до сих пор.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Трамвай 71-619К. Наши дни

Но все эти годы какое-то количество КТМ-5 продолжало составлять компанию «71-м». Именно КТМ-5, скорее всего, сохранят в Ярославле на память.

Просят сохранить вагон № 29

Повторимся, сейчас в Ярославле осталось всего несколько вагонов КТМ-5. Самый старый из них — вагон 1975 года выпуска с бортовым номером 001. Это спецвагон, выполняющий функцию лаборатории контактной сети, на маршрутах не используется. Тем не менее, он до сих пор на ходу и рассматривается как вариант для сохранения.

Другими же вариантами могут быть какие-то вагоны, работающие сейчас на маршрутах. Бывшие работники трамвайного депо хотели бы сохранить вагон с бортовым номером 29 1983 года выпуска.

— Идеальным вариантом было бы сохранение 29-го вагона. Он единственный из сохранившихся успел поработать по всем маршрутам — был и на Перекопе, и у Ярославля Главного, и в Мукомольном. Стоял и на территории депо № 3, где сейчас «Аура». В 2006 году прошёл капитально-восстановительный ремонт. Причём проходил его на ЦИБ № 81 в Ярославле. То есть новую жизнь фактически получил в нашем городе, — поделился в беседе с нашим изданием один из бывших работников трамвайного депо.

Причём важно сохранить его в том виде, в каком он есть сейчас.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Вагон № 29 на маршруте № 6. 2020 год. Фото: Антон Бучин

Впрочем, важно учитывать, что трамвайным перевозчиком в будущем станет «Мовиста». Поэтому пока нельзя на сто процентов утверждать, что вагоны удастся сохранить на ходу и иногда выпускать на линии. Возможно, ретро-трамваи станут экспонатами и будут просто где-либо установлены на территории Ярославля.

Уникальный ретро-вагон восстановить было не суждено

Особо внимательный читатель или тот, кто с интересом следит за историей ярославского транспорта, наверняка помнит, что идея установки памятника в виде трамвая и восстановления ретро-вагона, в принципе, не нова. В уже далёком 2011 году в Иванове был приобретён ещё более старый экземпляр — вагон КТМ-1.

В середине XX столетия в Ярославле работало более сотни вагонов КТМ-1. Последние списали в середине 1970-х, и с тех пор в городе не сохранилось ни одной машины. Да и вообще в наше время КТМ-1 — большая редкость. Столь ценный экземпляр в 2011 году удалось найти в соседнем Иванове.

Инициатором покупки и дальнейшего восстановления вагона стал тогдашний директор «ЯрГорЭлектроТранса» Сергей Александрович Щепин. Вагон 1957 года выпуска прибыл в ярославское трамвайное депо осенью 2011 года. На тот момент от его первоначального вида вообще мало что оставалось, и работа по реставрации предстояла огромная.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

КТМ-1 прибыл в Ярославль. Осень 2011 года. Фото: читатель «Яркуба»

Тем не менее, планы на этот ретро-экземпляр у руководства тогда были большие. Вагон хотели сделать ходовым и экскурсионным. Или, в крайнем случае, поставить на постаменте где-нибудь в центре города в знаковом месте. Например, в Мукомольном переулке, где долгие десятилетия располагалась центральная конечная.

Восстанавливали вагон, по сути, силами энтузиастов. Работу им приходилось выполнять очень кропотливую — возвращали КТМ-1 к жизни по архивным фотографиям и документам.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

КТМ-1 на территории депо в Ярославле. 2011 год. Фото: читатель «Яркуба»

В частности, зачистили ржавчину, поработали с кузовом, крышей. Однако на деле всё оказалось даже гораздо сложнее, чем предполагалось изначально.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Восстановление КТМ-1 в Ярославле. Фото: читатель «Яркуба»

А в 2012 году на предприятии сменилось руководство. И так получилось, что работы по восстановлению уникального трамвая были прекращены. КТМ-1 остался пылиться где-то на задворках депо. А несколько лет назад был продан. И позднее покинул Ярославль.

Ретро-троллейбусы тоже могут быть

К слову, у Сергея Щепина была и ещё одна идея восстановления ретро-транспорта. На территории троллейбусного депо на Городском Валу имелся троллейбус ЗиУ-5. Его тоже хотели поставить на колёса. Однако судьба его постигла ещё более незавидная, чем трамвай КТМ-1. Так, после ухода директора троллейбус и вовсе... разрезали.

Впрочем, ретро-троллейбусы в Ярославле всё же могут появиться. Как нам рассказал директор «ЯрГЭТа» Денис Пырлог, в планах — восстановление машин 1979 года выпуска. КТГ-1 и КТГ-2 в своё время перевозили грузы по Ярославлю, используя контактную сеть. Эти труженики в наше время могут стать в городе музейными экземплярами. Впрочем, рассматриваются для музея и другие троллейбусы.

А ретро-автобусами даже уже занимаются

А памятник автобусу-труженику в Ярославле уже есть. А в недалёком будущем должен появиться и ещё как минимум один.

Напомним, в мае 2020 года в Ярославль прибыли два ЛиАЗа-677. Именно эта модель городского и пригородного автобуса долгие десятилетия в XX веке, а затем и в начале XXI столетия, оставалась самой распространённой.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

ЛиАЗ-677 в Ярославле. 2004 год. Фото: Ярослав Лученецкий

В Ярославле последние 677-е были списаны в 2007 году. Своих экземпляров также сохранить не удалось. Поэтому автобус-труженик приобрели в Арзамасе, где такие ЛиАЗы работали ещё сравнительно недавно. Один из автобусов доехал до территории ярославского «ПАТП-1» своим ходом, другой осилил дорогу без посторонней помощи до Ивановской области. Один автобус планировали поставить на постамент у территории «ПАТП», второй сделать экскурсионным.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Купленные для Ярославля ЛиАЗы-677. 2020 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

Первую идею удалось претворить в жизнь. Памятник открыли в мае 2021 года. А вот к другому ЛиАЗу, как нам удалось выяснить, так и не прикасались. Впрочем, машина хотя бы жива.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

ЛиАЗ-памятник у территории «ПАТП-1». 2021 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

В октябре 2020-го в Ярославль из Тулы также прибыл ещё один советский автобус — ЛАЗ-695Н. Такие автобусы можно было встретить на дорогах области вплоть до 2008 года. В городе они в основном возили туристов, школьников или работников предприятий в качестве автобуса развозки. Большая часть машин же выполняла пригородные перевозки.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

ЛАЗ в Ярославле. 1980-е годы. Фото: «Ретро Ярославль»

Для Ярославля в Туле купили ЛАЗ 1984 года выпуска. Его после восстановления планировалось использовать в качестве экскурсионного автобуса. По словам Дениса Пырлога, ЛАЗ уже даже почти восстановлен.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Купленный для Ярославля ЛАЗ. 2020 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

Таким образом, если все планы удастся претворить в жизнь, в Ярославле несколькими достопримечательностями и точками притяжения, а может, и развлечениями, станет больше.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

1 июля 2024 в 15:07
В Ярославле разобрали крышу исторического дома в «Актёрском квартале»
Здание входит в комплекс, признанный выявленным объектом культурного наследия.
В Ярославле разобрали крышу исторического дома в «Актёрском квартале»

В Ярославле в доме № 12 на улице Чайковского заметили строителей. Рабочие разобрали крышу и продолжают реконструкцию. Местные жители рассказали, что до этого здание активно ремонтировали, из-за чего пострадала аутентичная лепнина. Сейчас же строители меняют стропила и все конструкции крыши. За сохранность дома переживают ярославские градозащитники.

На месте событий побывал корреспондент «Яркуба» и удостоверился, что работы действительно ведутся: здание обнесли строительными лесами. Судя по всему, кроме замены крыши, надстроена стена. На фото можно увидеть несколько рядов свежей кирпичной кладки.

Двухэтажный кирпичный дом № 12 построен в 1948 году и входит в ансамбль, известный под названием «Актёрский квартал». В комплекс зданий также включены дома №№ 10 14, 16, 10а, 12а, 14а по улице Чайковского и №№ 13 и 15 по Салтыкова-Щедрина.

Напомним, в 2021 году на фоне попытки сноса одного из домов квартала разгорелся нешуточный скандал. На защиту здания вышли общественники и местные жители. После этого случая комплекс признали выявленным объектом культурного наследия.

Фото: «Яркуб»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
28 июня 2024 в 19:55
В историческом центре Ярославля может появиться четырёхэтажное здание с мастерскими и кинотеатром
Вновь заговорили о строительстве во дворе улицы Кирова и Депутатского переулка.
В историческом центре Ярославля может появиться четырёхэтажное здание с мастерскими и кинотеатром

В историческом центре Ярославля, по сути, прямо во дворе улицы Кирова, всё-таки может появиться новое здание, в котором планируют разместить творческие мастерские и кинотеатр. Проект получил положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.

Четырёхэтажное здание с двухскатной крышей может быть построено во дворе улицы Кирова и Депутатского переулка в окружении сразу шести памятников архитектуры. По мнению экспертов, строительные работы памятникам не навредят, так как будут проводиться на расстоянии от них не менее шести метров. При этом одна стена нового здания будет фактически примыкать к одному из домов, не являющемуся охранным объектом.

Впервые о проекте заговорили ещё в 2011 году, в 2014-м к нему возвращались, и тогда же минкульт запретил строительство в зоне ЮНЕСКО. А в 2019-м даже приступили к работам, однако после шквала возмущений градозащитников строительство приостановили. Пару лет спустя территорию огородили, а теперь проект неожиданно получил положительное заключение экспертизы. Градозащитница Ольга Мазанова данный факт назвала «очередным покушением» на зону ЮНЕСКО.

«В рамках регенерации историко-градостроительной среды путём адаптивного строительства здания творческих мастерских с инженерными коммуникациями по адресу: Ярославль, улица Кирова, дом 5б на земельных участках с кадастровыми номерами 76:23:060710:116 и 76:23:060710:12 проектом предусматривается строительство четырёхэтажного здания», — говорится в акте государственной историко-культурной экспертизы.

При этом в объём четвёртого этажа включается подкровельное пространство двухскатной кровли. Предполагается, что в новом здании разместятся творческие мастерские и кинотеатр.

В историческом центре Ярославля может появиться четырёхэтажное здание с мастерскими и кинотеатромВ историческом центре Ярославля может появиться четырёхэтажное здание с мастерскими и кинотеатром

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

28 июня 2024 в 17:11
Презентована новая книга «Ярославские детали» — идейное продолжение трудов краеведа Яна Левина
Каждый ярославец мог внести свою лепту в составление путеводителя по интересным и знаковым местам города.
Презентована новая книга «Ярославские детали» — идейное продолжение трудов краеведа Яна Левина

В 2009 году в свет вышла книга «Сто деталей Ярославля» — путеводитель по городу. В нём известный краевед и бизнесмен Ян Левин рассказывал о знаковых и неочевидных местах. Спустя 15 лет последователи Яна Левина решили поведать о новой сотне деталей, в которых запечатлена история древнего города. Так появились «Ярославские детали», презентованные накануне.

Авторы рассказывают о рельефах театра Волкова, изразцах церкви Михаила Архангела, дверных ручках Губернаторского дома, знаке на двери камерного театра, звёздах Спасо-Преображенского монастыря и многом другом. Главы путеводителя расположены так, что каждый может пройти маршрут с книгой в руках.

«Каждая такая часть — пазл в большой истории одного из древнейших городов страны. Отдельная глава посвящена деталям, созданным самим Яном Левиным, например, памятник потерянному айфону или табличка „Ничего не произошло“», — рассказали в Фонде истории и краеведения Яна Левина.

В идейном продолжении труда Яна Левина приняли участие его друзья и коллеги, экскурсоводы, краеведы и историки: Наталья Бурова, Антон Голицын, Алексей Зубатенко, Александр Кононов, Наталья Слободянюк, Дмитрий Чекмасов. Все фотографии для нового сборника сделал Илья Бесхлебный. А сам проект был открытым — каждый ярославец мог предложить свою деталь.

Стоимость издания: 600 рублей в мягкой обложке, 1 000 в твёрдой. Приобрести книгу можно в лавке «Моя прелесть» на улице Собинова, 43А.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет