История

15 апреля 2024 - 19:23
Ярославский «Локомотив» узнал соперника на финал Кубка Гагарина
Всё-таки это «Металлург».
Ярославский «Локомотив» узнал соперника на финал Кубка Гагарина

Ярославский «Локомотив» в финале Кубка Гагарина сыграет с магнитогорским «Металлургом». Это стало известно вечером 15 апреля после завершения седьмого матча полуфинальной серии между «Металлургом» и «Автомобилистом» из Екатеринбурга. Встреча завершилась со счётом 3:2 в пользу команды из Челябинской области.

Таким образом, серия финала стартует 18 апреля в Магнитогорске. Там же 20 апреля состоится второй матч. Третья и четвёртая встречи пройдут 22 и 24 апреля соответственно в Ярославле. Здесь же, если потребуется, команды 28 апреля проведут шестой матч. Пятый и седьмой будут организованы в Магнитогорске 26 и 30 апреля соответственно.

С «Магниткой» ярославцы в рамках плей-офф КХЛ уже играли. Эта серия состоялась в первом сезоне лиги в рамках полуфинала. Тогда «железнодорожники» были сильнее, уверенно выиграв серию со счётом 4:1.

В текущем сезоне в регулярном чемпионате «Локомотив» и «Металлург» сыграли дважды, обменявшись домашними победами. 25 сентября «Локомотив» выиграл 4:1, а 9 января «Металлург» оказался сильнее 5:3.

О старте продаж билетов на домашние матчи финала «Локомотив» объявит чуть позднее.

0+

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

12 апреля 2024 - 14:00
Романовская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской области
Почему романовка считалась царской овцой, сколько она стоит и много ли их в регионе? На эти вопросы ищите ответы в материале «Яркуба» о живом наследии ярославских крестьян.
Романовская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской области

Более 80 лет на ВДНХ демонстрируются все самые значимые достижения нашего народа. Особое место уделяется сельскому хозяйству. В разные годы на главной выставке страны показывали лучшие породы животных и ставились рекорды. И вот спустя многие годы на ВДНХ, где сейчас проходит Международная выставка-форум «Россия», вернулась романовская овца, которая по праву является достоянием Ярославской области.

В этой статье мы расскажем, чем же примечательны эти животные, которые представляют сельское хозяйство нашего региона.

Видео: Фермерское хозяйство «Юрьевское»

Романовская порода овец — живое наследие тружеников Ярославской области

Романовская порода овец неспроста считается гордостью и достоянием как ярославского, так и отечественного овцеводства. Более чем за два с половиной века своего существования она не утратила уникальных свойств, которые выделяют её среди других пород. Высококачественное мясо, плодовитость, способность ягниться до двух раз в год, молочность и отличные шубные качества — всё это характеристики романовки. В Ярославской области животных этой породы издавна разводили в экологически чистых и заповедных районах, удалённых от производственных центров.

Конечно, мало просто разводить животных — нужно следить за генофондом и стараться работать над улучшением качественных признаков породы. Это понимают и на родине романовки. К примеру, существующее с 2012 года фермерское хозяйство «Юрьевское» в Первомайском районе считается одним из современных центров чистопородного романовского овцеводства, сочетающим традиционный опыт и современные научные методы. Старания ярославских фермеров оценили на всероссийском уровне: овечки «Юрьевского» получили золотую медаль на престижном конкурсе «Золотая осень», а мясо ягнёнка, приготовленное по традиционному рецепту русских крестьян, удостоилось награды «Вкусы России». Свою первую награду романовская овца получила в 1852 году, когда впервые была представлена на выставке в Москве.


Фото: Фермерское хозяйство «Юрьевское»

История романовской овцы

Романовская овца — жемчужина или, если хотите, бренд Ярославской области, имеющий чёткую историческую и географическую привязку. Именно в этих краях путём «народной селекции» зародилась порода, которая считалась в России царской.

История многих вещей и начинаний в России не обошлась без участия Петра I. Так получилось и с нашей героиней, в имени которой даже присутствует фамилия императора.

Во времена правления Петра Великого овцеводство получило наибольшее развитие. Из шерсти овец делали качественное сукно, которое шло на нужды армии и гражданского населения. Чтобы удовлетворить растущие потребности, правитель распорядился направить в Ярославскую губернию иностранных специалистов. Овчары начали работать над выведением новой работы.

В Романово-Борисоглебском уезде заработали племенные овчарни, велась опись маток и тщательно подбирались пары при спаривании. Уже в начале XIX века появились первые сведения об овцах романовской породы. С тех пор по всей губернии шла серьёзная селекционная работа.


Фото: Фермерское хозяйство «Юрьевское»

Территория Ярославской губернии находилась на важнейшей водной артерии страны, Ярославль — на перекрёстке интенсивных торговых путей. В губернии по берегам Волги ежегодно устраивались ярмарки, где высоко ценились изделия из романовской овчины из-за пышной густой шерсти. «Романовская шуба» и «романовский тулуп» стали некой торговой маркой и считались товарами хорошего качества. Так и закрепилось названия породы «романовская».

В советские годы был расцвет романовского овцеводства. Издавались книги, куда заносились лучшие племенные животные породы, проводились обучающие мероприятия, специализированные семинары и выставки. В 90-х годах прошлого века резко сократилось поголовье скота, но после экономического спада романовская овца снова переживает свой «ренессанс». Во многом благодаря труду сельских жителей и идейных фермеров.

Многие поколения русских крестьян стремились улучшить качества овчины. Для этого у них был экономический стимул, ведь разведение романовской породы овец выступало как основной источник дохода и пропитания. Хорошие пастбища, кормление, уход и содержание, а главное, любовь к сельскому хозяйству сделали своё дело. Романовка, аборигенная порода Ярославского края, стала востребованной абсолютно заслуженно, а её качества ценят по всему миру.

Романовская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской областиРомановская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской области

Инфографика: «Яркуб»

Качественные признаки романовской овцы

За годы работы над породой селекционеры добились целого набора качественных признаков романовской овечки, которым могут позавидовать другие породы. Многие сельхозпроизводители выделяют неприхотливость породы и устойчивость к заболеваниям. А чем ещё может похвастаться романовка:

  • Многоплодие — это естественный наследуемый признак, передаваемый потомству. За один окот (ягнение) от романовских овец получают два-четыре ягнёнка, реже — пять. Многие исследования говорят о рентабельности содержания маток, которые объягнились тройнями и четвернями.

  • Полиэстричность — это способность овцы романовской породы размножаться в любое время года. Если фермеру нужно получать приплод ежемесячно, чтобы был постоянно молодняк для продажи, выращивания или для себя, то можно распределить размножение в течение года.

  • Скороспелость говорит о том, что ярку романовской породы возрастом от 11 месяцев и весом от 45 килограммов можно смело ставить к барану на случку без ущерба для её здоровья и здоровья потомства. Кстати, самок романовки отбирают по весу, конституции, признакам многоплодия и так далее, а баран будет улучшать будущее потомство. В свою очередь, ягнята достигают товарной массы 35-40 килограммов к 9-10 месячному возрасту.

  • Качественная шерсть и шкура (овчина). Шерсть романовской овцы мягкая, тёплая, имеет изумительную способность к валянию, а уже готовое изделие из данного сырья характеризуется лёгкостью и долгоноскостью. Романовская овца хороша тем, что пуха (пуховых волос) больше, чем ости. Это хорошо тепло сохраняет и даёт лёгкий оттенок серо-голубого цвета.

  • И, наконец, ароматное, вкусное и полезное мясо.

Также романовскую овцу используют как улучшающий материалом для многих грубошёрстных пород овец, причём не только за пределами Ярославской области, но и за рубежом. К примеру, в Испании романовку скрещивали для создания нового типа арагонской овцы, а во Франции с использованием романовской овцы вывели новую породу «Роман».

Романовская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской областиРомановская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской области

Инфографика: «Яркуб»

Сколько романовских овец в Ярославской области

По данным статистики, на начало 2024 года на территории региона с романовской породой работают пять племенных предприятий, поголовье насчитывает 6,9 тысячи голов, из них — 2,4 тысячи овцематок. Руководитель сельхозпредприятия «Юрьевское», которое располагается в Первомайском районе, Александр Чачин, рассказал, что в их хозяйстве на данный момент число овец стремится к двум тысячам, овцематок почти 440 голов.

Всего в области свыше 20 тысяч голов неплеменных романовских овец, по породному составу наибольший удельный вес занимают именно овцы романовской породы — более 60%, остальные — помеси романовской с мясными породами, а также овцы дагестанской, ташлинской, катумской пород.


Фото: Фермерское хозяйство «Юрьевское»

Кстати, купить чистопородную ярку или барана романовской породы возрастом пять-семь месяцев в среднем можно за 500-800 рублей за килограмм живого веса — это около 18 000-24 000 рублей за племенное животное со всеми необходимыми сопроводительными документами. Половозрелый молодняк торгуется в диапазоне 28 000-35 000 рублей за голову. Также отметим, что спрос на романовку возрастает как внутри страны, так и за рубежом. Поэтому фермеры с полной уверенностью могут заявить, что романовская порода — ценнейшая часть мирового генофонда овец.

Романовская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской областиРомановская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской области

Инфографика: «Яркуб»

Достижения России невозможны без труда сельского человека

Достижения России невозможны без аграриев, которые являются частью и двигателем сельской жизни и экономики. История романовской овцы стала отличным примером, как благоприятных условий климата и заливных лугов было бы мало без энтузиазма, кропотливого и творческого труда человека. Разведение и развитие этой породы овец стали возможны благодаря смелости и верности традициям русских людей.


Фото: Фермерское хозяйство «Юрьевское»

Столетиями важность роли сельского человека в развитии деревенских территории и укреплении экономического потенциала страны было сложно переоценить. Ярославцы и по сей день чтут первопроходцев в этом деле и помнят, как появилась романовская овечка. Так, в столице Первомайского района — в посёлке Пречистое — работает экспозиция, посвящённая ярославским крестьянам и «народным» селекционерам, которые вывели романовскую овцу, снискавшая славу и за пределами России.

Активный труд и творческий вклад сельского человека служит напоминанием о значимости села, где реализуются потенциал и уникальные возможности сельского хозяйства и жизни в деревне.


Иллюстрация: Дарья Пожилова

Заглавная иллюстрация: Дарья Пожилова

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
11 апреля 2024 - 17:30
Михаил Елизаров — о том, почему приключенческий роман, рождённый в лагерях, стал единственным образцом творчества несвободы
Известный писатель рассказал о написанном в ГУЛАГе романе Роберта Штильмарка «Наследник из Калькутты», и почему эта книга — «тиснутый рóман». «Яркуб» законспектировал лекцию.
Михаил Елизаров — о том, почему приключенческий роман, рождённый в лагерях, стал единственным образцом творчества несвободы_269835
Михаил Елизаров — о том, почему приключенческий роман, рождённый в лагерях, стал единственным образцом творчества несвободы_269833
Михаил Елизаров — о том, почему приключенческий роман, рождённый в лагерях, стал единственным образцом творчества несвободы_269789

Писатель и музыкант Михаил Елизаров посетил Ярославль. По традиции в городе он остановился на два дня — сначала выступил с концертом в клубе «Китайский лётчик Джао Да», а на следующий день прочитал лекцию «Наследник из Гулага. История «тиснутого рóмана» о книге Роберта Штильмарка «Наследник из Калькутты». «Яркуб» всё законспектировал.


Фото: Анна Фролова / «Яркуб»

Стоит начать с небольшого рассказа о самом Роберте Штильмарке. Советский писатель немецкого происхождения за свою карьеру успел поработать в «Известиях» и ТАСС, редактором журналов «Иностранная литература» и «Молодая гвардия». В 1941 году Роберт Александрович добровольцем ушёл на фронт, воевал под Ленинградом, участвовал в жестоких боях в тылу врага. После многочисленных ранений его направили преподавать в Ташкентское пехотное училище, а затем перевели в топографическое управление Генштаба в Москву. Однако военную карьеру построить не получилось: в 1945 году Штильмарка, награждённого медалями и орденами за боевые заслуги, приговорили к десяти годам исправительно-трудовых работ в Енисейском лагере за «контрреволюционную агитацию».

Сын писателя вспоминал, что, несмотря на своё происхождение, Роберт Александрович всегда ощущал себя человеком русским. Он не раз говорил и писал, что более всего на этом свете любит и ценит русскую природу, русский язык и русскую старину. И был Штильмарк антисоветчиком, всё же несколько лет лагерей не прибавляют любви к системе, лишившей тебя свободы.

В ГУЛАГе «батя-романист», как называли Штильмарка в сталинских лагерях, создал своё самое известное произведение — «Наследник из Калькутты». Книгу его попросил написать один из авторитетных арестантов, старший нарядчик Василий Василевский. Хитрый «заказчик» надеялся получить помилование за роман у Сталина, который любил читать про старину.

«Наследник из Калькутты» — приключенческий исторический роман, действие которого разворачивается в эпоху завершения Великих географических открытий. Сама книга вобрала в себя всё, что можно ожидать от жанра: пираты, сокровища, путешествия, интриги и коварство, благородство и честь. Читателя отправляют то в Англию времён промышленной революции, то на берега Африки или к индейским племенам Северной Америки. Через 30 лет после издания роман стал бестселлером — найти свободный экземпляр в библиотеке было очень сложно. Михаил Елизаров отмечает, что при рассматривании текста как историко-приключенческого романа получится «капустник» из всевозможных штампов и сюжетных ходов. Но в то же время «Наследник...» — знаковое и важное явление в русской советской литературе, потому что это, возможно, единственный элитарный образчик устного творчества несвободы, так называемого «тиснутого рóмана», зафиксированного на бумаге.


Р. А. Штильмарк. Фото из свободных источников

Что же такое «тиснутый рóман»? Определение этого явления даёт другой видный советский писатель Варлам Шаламов. «Тиснуть» на блатном языке значит «рассказать». Получается, что рассказываемая история — как бы устный «оттиск» повествования.

«„Рóман“ — не обязательно роман, повесть или рассказ. Это может быть и любой мемуар, кинофильм, историческая работа. „Рóман“ — всегда чужое безымянное творчество, изложенное устно. Автора здесь никогда никто не называет и не знает. Требуется, чтобы рассказ был длинным, — ведь одно из его назначений — скоротать время», — писал Шаламов.

В обмен на баланду, окурок или на отсутствие побоев оказавшийся в местах заключения интеллигент «рубится» за то, чтобы рассказывать ворам интересные истории. В такой ситуации оказался и Штильмарк. Он получил право не работать, занимался только писательством, а потом зачитывал главы романа арестантам. Те вносили свои правки, просили добавить чего-нибудь.

И тут возникает драма, тяжёлая этическая дилемма — проблема авторства. Ведь на обложке «Наследника...» должна была красоваться фамилия Василевского, а не настоящего автора. В какой-то момент до Штильмарка дошли тревожные вести, что надсмотрщик хочет «убрать» своего «литературного раба», который после завершения колоссальной работы станет лишним в схеме. Но волею судьбы всё складывается иначе: некий профессор убедил Василевского стать соавтором, ибо «никто не поверит, что он своим умом смог бы написать такой текст».


Иллюстрация А. Лурье к книге «Наследник из Калькутты». 1958 год, издательство «Детгиз»

Изначально сам Роберт Александрович потешался над романом, называл его высосанным из пальца, но всё же полюбил это «незаконное детище».

«В конечном итоге 15 июня 1951 года, то есть через год и два месяца трёхтомный роман был готов и получил название „Наследник из Калькутты“. Я хохотал до слёз над этим титулом. Но когда рукопись идеально переписанная была переплетена в три шёлковых переплёта, снабжена самодельной картой, виньетками, схемой морского боя и хорошо вычерченными титульными листами, всё это приобрело импозантный вид...», — вспоминал Штильмарк.

Роман был ярким и сочным плодом вдохновенной фантазии, несмотря на всю необычность условий творчества. Как и было сказано ранее, «Наследник из Калькутты» — это «капустник» из пиратов, индейцев, работорговцев, иезуитов, луддитов, достопочтенных пэров и прочих. Вряд ли произведение можно назвать новаторской литературой, но это «тиснутый рóман». Пример, когда литература несвободы получила бумажное издание. Все её каноны воплощены в тексте.

В 1958 году, когда Штильмарк и Василевский уже получили свободу, издали книгу. Второй из дуэта объявился — пришёл за деньгами. Оба лукавили: Роберт Александрович клялся, что ему не нужен роман, что для него это незаконное детище, а Василевский говорил, что ему нужна только свобода, но он и так получил её по амнистии. Роберт Александрович решает поделить деньги «честно». Из стотысячного гонорара он выделяет своему «соавтору» половину — 27 тысяч рублей.


Иллюстрация А. Лурье к книге «Наследник из Калькутты». 1958 год, издательство «Детгиз»

Так или иначе, Штильмарк окончательно принимает «Наследника...» и хочет узаконить этого «литературного бастарда». В 1959 году Штильмарк через суд доказал, что он является единственным автором. В этом ему, кстати, помогли зеки, которые ещё несколько лет назад с нетерпением ждали новые главы романа, сидя на нарах в таёжном лагере

Суть драмы Штильмарка — попытка в течение всей жизни доказать себе и окружающим, что именно он является автором романа. Однако как найти авторство в том, в чём авторства быть не может, ведь «тиснутый рóман» — всегда чужое, безымянное творчество.

Однако Елизаров не остановился на этом и решил смотреть глубже в теорию. Так, он пришёл к выводу, что «Наследник...» — это пастиш.

ПАСТИ́Ш (франц. pastiche; от итал. pasticcio, букв. — паштет, в переносном значении — смесь) — вторичное художественное произведение, имитация стиля конкретного автора, жанра или направления.

Пастиш вычеркнул категорию индивидуальности, вывел автора за скобки. Это явление отражает социально-экономическую обстановку. В уголовной среде, в которой оказался Роберт Александрович, существует своя экономическая формация. И места для автора там нет.

Пастиш не предусматривает следование точным историческим реалиям, во главе — создание эмоции эпохи. Таковым и стал «тиснутый» «Наследник из Калькутты».

По итогу Михаил Елизаров отметил, что «Наследник...» — уникальный слепок культурного пласта, который уже не существует. «Тиснутость» вошла в инструментарий и каноны большой литературы. Поэтому неоригинальное нужно воспринимать как пастиш. Теперь это часть культуры, которая работает на новую экономику, нео-капитализм.


Иллюстрация А. Лурье к книге «Наследник из Калькутты». 1958 год, издательство «Детгиз»

Напомним, на нашем сайте вы можете найти конспект другой лекции Михаила Елизарова об «инфантилизме» героя Набокова, гайдаровском «мире урождённого воина» и о том, почему писатели периодически обращаются к теме детства.


Фото: Анна Фролова / «Яркуб»

Заглавное фото: Анна Фролова / «Яркуб»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
10 апреля 2024 - 19:25
«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения
«Яркуб» узнал мнение пассажиров и водителей о столь кардинальной мере.
«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения
Ярославль всё-таки останется без трамваев как минимум на год. 10 апреля принято окончательное решение о приостановке движения с 1 августа. Ещё несколько дней назад информация о закрытии подавалась как предварительная.

Мы пообщались с пассажирами и водителями ярославских трамваев и выяснили, что практически все относятся к закрытию отрицательно. Почему люди просят не останавливать движение полностью и почему власти не готовы к такому сценарию – в большом репортаже «Яркуба».

Модернизацию должны завершить до июня 2025 года

Напомним, соглашение с ООО «Мовиста Регионы Ярославль» было подписано в конце 2022 года. В рамках концессии до июня 2025-го должны полностью заменить трамвайную инфраструктуру города. Кроме того, фирма-концессионер должна поставить в город 47 низкопольных односекционных трамваев.

Начали реализацию проекта с самого проблемного маршрута № 6. В октябре 2023 года его закрыли и приступили к демонтажу рельсов, шпал и старой контактной сети. Дело с мёртвой точки сдвинулось, однако сроки восстановления движения сообщать горожанам не спешили.


Единственный новый вагон

С новыми вагонами также вышла «заминка». Ярославцы ждали жёлтых брендированных «львят», но поставка сорвалась. Через несколько месяцев в город приехал трамвай Усть-Катавского вагоностроительного завода из Челябинской области. Перед Новым годом журналистов пригласили посмотреть на обкатку нового вагона, хотя и дали понять, что по городу он в ближайшее время не поедет. Дело в том, что трамвай решили поберечь и не стали выпускать на «убитые» рельсы. До сих пор этот новый вагон остался единственным из привезённых.

После отмены маршрута № 6 ярославцы начали беспокоиться и о закрытии других. Осенью 2023 года в правительстве региона сообщили, что планов по полному закрытию трамвайного движения нет. В частности, планировалось использование реверсивного движения трамваев на отдельных участках. Такой же способ использовался в 2008 году, когда последний раз меняли рельсы.


Реконструкция путей. Июнь 2008 года. Фото: Иван Смолин

Однако планы, вероятно, поменялись. В минувшую пятницу, 5 апреля, стало известно о возможном закрытии трамвайного движения. Об этом сообщил министр транспорта Ярославской области Мурат Баснукаев. Взамен власти пообещали пустить временные автобусы, но конкретной информации по маршрутам пока нет. Новость о закрытии ярославцы, мягко говоря, оценили не очень позитивно.

«Надеюсь, это неправда...»

Корреспонденты «Яркуба» решили проехать на трамвае и пообщаться с водителями и пассажирами. Для этого мы прибыли на конечную остановку «Больница № 9» в Дзержинском районе. Остановочный пункт расположен рядом с больничным городком, поэтому пользуется особой популярностью у пациентов.

Вместе с другими пассажирами мы сели на пятый трамвай и через несколько остановок отметили, что свободных мест в вагоне практически не осталось.


Людей в трамвае много даже вне часа пик

По словам пассажиров, в час пик в будни трамвай вообще забит под завязку.

Под мерный стук колёс мы доехали до остановки «Кинотеатр „Победа“», где нам удалось пообщаться не только с пассажирами трамвая, но и с людьми, пользующимися автобусами. К слову, ждать автобус людям приходится в грязи на обочине дороги. Но это не главная проблема — из-за отсутствия остановочных комплексов автобусы по улице Труфанова едут едва ли не транзитом.

Про закрытие трамвайного движения, как оказалось, знают далеко не все ярославцы. Для некоторых подобная новость стала шоком.

— Нет, не знала, надеюсь, это неправда, — поделилась взволнованная ярославна. — Выезжать из нашего района только на трамвае удобно, аналогов нет. Если трамваи прекратят движение, это будет для нас совсем нехорошо.


Ждёт своих преданных пассажиров

Однако и те, кто знают о закрытии, реагируют на нововведение в основном негативно. Причины разные: от неудобства до отсутствия достойных альтернатив.

— Для меня куда удобнее и быстрее добраться на работу на трамвае, чем на любом другом общественном транспорте, — сообщил другой опрошенный пассажир. — Я живу на Труфанова, там с общественным транспортом беда совсем. Раньше ходил автобус, были остановки, сейчас их убрали.

Вопрос о езде на работу у ярославцев стоит остро, ведь если достойных альтернатив не запустят, люди буквально рискуют остаться без работы.

Лишь несколько опрошенных оказались готовы смириться с закрытием, но и то только при наличии реальных альтернатив — часто ходящих по тем же направлениям автобусов или электробусов.

«Всё сжималось внутри»: водители могут остаться без работы

Одной из опрошенных пассажирок неожиданно оказалась водитель трамвая с 25-летним стажем. Она сообщила «Яркубу», что новость о полном закрытии трамвайного движения для коллектива «ЯрГорЭлектроТранса» стала неожиданной.

— О закрытии нам сообщили в пятницу, — поделилась водитель. — До этого момента все надеялись, что запустят реверсивное движение, ведь так уже делали! Однако нам сообщили, что до 1 мая водителям выдадут предписания, а с 1 августа движение трамваев прекратится.

Водителям предлагают пройти ускоренный курс переобучения для работы на троллейбусах, электробусах или автобусах. Однако других вакансий на предприятии нет. Тем, кто решит не переучиваться, остаётся одно — сокращение.

Важно понимать, что большинство водителей трамваев — предпенсионного и пенсионного возраста, поэтому они и не хотят переучиваться на другой вид общественного транспорта. Объясняют это тем, что не готовы к более сложной и ответственной работе.

— Я уже на пенсии, — рассказала водитель. — Поэтому просидев 25 лет за управлением трамвая, я не готова сейчас переучиваться.


Встречает пассажиров

С ней солидарны коллеги, вместе с которыми женщина проработала много лет.

— Мне 60 лет, — поделилась на условиях анонимности другая водитель. — Переучиваться в таком возрасте сложно. Естественно, я попаду под сокращение. А о закрытии трамвайного движения нас уже известили.

Да и более молодые коллеги «пересаживаться» на другой вид общественного транспорта не хотят.

— Когда мы узнали о полном закрытии, мы все рыдали, — сообщила «Яркубу» ещё одна работница «ЯрГорЭлектроТранса». — Всё сжималось внутри. На самом деле, водители трамвая любят свою профессию. Я проработала пять лет, даже увольнялась, но всё равно вернулась, так как что-то меня тянуло.

Более того, для работы на электробусе или автобусе нужны не только права категорий B и D, которых у водителей трамвая нет, но и пять лет водительского стажа. Также водители сообщили, что существует вероятность платного переобучения для работы на автобусе. При этом если уволиться сейчас, то курс можно пройти бесплатно и пятилетний стаж не потребуют. Из-за этого получается замкнутый круг. Водители увольняться не хотят, так как надеются на запуск реверсивного движения, но если их всё же сократят, то переучиваться им, возможно, придётся за свой счёт.

Кстати, сокращение коснётся не только водителей трамваев. По словам работников, под него рискуют попасть более 400 человек, среди которых водители, кондукторы, диспетчеры и слесари.

Просят сохранить хотя бы частично

Когда трамвайное движение всё-таки закроют, город рискует столкнуться с целым рядом проблем.

Вообще, повторить действующие трамвайные маршруты будет не так уж и просто. К примеру, в Дзержинском районе города трамвайные пути идут в объезд главной магистрали, Ленинградского проспекта. При этом трамвай связывает жилые кварталы с важными социальными объектами: школами, детскими садами и больницами.

IMG_0507.JPG

Дождались трамвай!

— В Дзержинском районе трамвай — основная ветка, которая связывает нас с внешним миром, — рассказал пассажир. — Можно иногда и на автобусе доехать, но он ходит редко. К больнице № 9 доехать можно только на трамвае.

И всё это не считая отличной возможности доехать до места назначения без пробок. На Пятёрке, например, трамвай и вовсе заметно выигрывает у автобусов, так как ходит часто и практически бесперебойно.

— Когда я жила на Пятёрке, — поделилась с корреспондентом ярославна, — я всё время ездила на трамвае. Другой общественный транспорт там ходит хуже. Боюсь, без трамваев будет плохо.

Предварительно, в середине мая пустят электробусы по улице Чкалова. Они должны будут частично заменить уходящие трамваи. Однако достоверной информации о маршрутах и расписании транспорта пока нет.


Альтернатив сейчас практически нет

Сами ярославцы, умудрённые горьким опытом закрытия троллейбусного депо, уже даже не верят в возвращение трамвая. Горожане убеждены, что заменить автобусами или электробусами привычные трамвайные маршруты вряд ли получится. Тем более если учитывать количество курсирующих в Ярославле вагонов. По информации директора «ЯрГЭТ» Дениса Пырлога, в данный момент на маршрутах работает 40 трамвайных вагонов. Запуск временных автобусов явно негативно скажется на действующих автобусных маршрутах — водителей и машин и так не хватает.

Вызывает вопросы и дата закрытия, ведь на модернизацию останется меньше года, исключая осенние и зимние месяцы. Кстати, шестой маршрут был закрыт на модернизацию в октябре. С тех пор прошло уже полгода, а монтаж толком не начат. Корреспондент «Яркуба» прогулялся по улице Блюхера и убедился, что подрядчик находится на участке между остановками «Центр „Омега“» и «Детская больница». На месте можно заметить привезённые рельсы и шпалы. Однако работы ведутся вяло, обновление участка за полгода завершить так и не смогли.


На Блюхера идут работы


Всё перекопали

«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения

Привезли рельсы

«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения

И шпалы

Объём работ концессионеру предстоит колоссальный — помимо путей, это строительство нового депо, двух путепроводов и нескольких десятков переездов и платформ. Впрочем, быть может, именно этим и можно объяснить решение о полном закрытии трамвайного движения.

— Для того чтобы не выбиться из графика и в 2025 году закончить модернизацию, в настоящее время действительно рассматривается вопрос о временном закрытии трамвайного движения, — в начале текущей недели комментировали в министерстве транспорта региона. — Открытие трамвайного движения по отремонтированным путям на конкретной ветке может быть запущено только по завершении полного комплекса работ.

Вероятно, принятое решение окончательное. Однако пассажиры и водители ещё всё же надеются, что на какое-то время удастся сохранить какую-то часть трамвайных линий. Например, в Дзержинском районе от депо до девятой больницы — для работы трамваев здесь всё имеется. И это реально позволит не усугубить проблему транспортной доступности сразу нескольких микрорайонов.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

8 апреля 2024 - 19:47
Ярославский «Локомотив» впервые с 2009 года вышел в финал Кубка Гагарина
Челябинский «Трактор» в полуфинале удалось пройти «всухую».
Ярославский «Локомотив» впервые с 2009 года вышел в финал Кубка Гагарина

Ярославский «Локомотив» впервые с 2009 года вышел в финал Кубка Гагарина, пройдя в полуфинале челябинский «Трактор» со счётом 4:0.

Первый гостевой матч в минувшую субботу, 6 апреля, «железнодорожники» выиграли со счётом 2:1. Шайбы забросили Егор Аверин и Георгий Иванов. В четвёртом матче серии, который проходил 8 апреля также в Челябинске, хозяева не смогли поразить ворота Даниила Исаева ни разу. Тогда как ярославцы забросили трижды. В первом периоде отличился Мартин Гернат, во втором по шайбе в сетку отправили Артур Каюмов и Сергей Андронов. Итог — 3:0 в матче и 4:0 в серии.

Впервые с 2009 года «Локомотив» сыграет в решающей серии сезона. 15 лет назад в финале, напомним, ярославцам противостоял казанский «Ак Барс», и серия выдалась очень драматичной — исход в седьмом матче решила всего одна шайба, заброшенная нынешним президентом КХЛ Алексеем Морозовым, тогда игравшим за команду из столицы Татарстана. В этот раз «железнодорожникам» предстоит сразиться или с магнитогорским «Металлургом», или с «Автомобилистом» из Екатеринбурга. Пока в полуфинальной серии этих команд 2:1, впереди «Магнитка».

Добавим, «Локомотиву» по завершении серии с «Трактором» вручили Кубок победителей Западной конференции. Но главное сражение ещё впереди. Даты матчей финала станут известны чуть позднее.

Фото: КХЛ

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

Интервью
4 апреля 2024 - 17:46
Утверждение «Раньше было лучше» – это лукавство. Как маршрутки калечили ярославцев до пришествия «жёлтых»
«Яркуб» собрал архивные данные по ДТП и жалобам пассажиров на общественный транспорт 2000-х и 2010-х.
Утверждение «Раньше было лучше» – это лукавство. Как маршрутки калечили ярославцев до пришествия «жёлтых»

1 апреля 2024 года знаменитые ярославские жёлтые автобусы отметили свой первый «день рождения». Ровно год назад, 1 апреля 2023-го, стартовал второй этап транспортной реформы, в рамках которого на улицы Ярославля вышла первая партия «жёлтых». Новый подвижной состав заменил привычные ЛиАЗы на основных и самых продолжительных маршрутах города. А в течение двух месяцев жёлтые автобусы пришли на смену старым машинам на всех автобусных маршрутах Ярославля и Ярославского района.

С тех пор жёлтые автобусы успели стать героями мемов, комиксов и даже стихотворений. А порой словосочетание «жёлтый автобус» стало и вовсе восприниматься как какое-то ругательное. Впрочем, это неудивительно — ДТП с их участием были не просто частыми, а практически регулярными. Но на самом ли деле так плохо всё стало именно после реформы? В сегодняшнем материале мы решили сравнить статистику аварий за разные годы и немного углубиться в историю.

В советское время автобус действительно был безопасным и надёжным

Старейшим видом транспорта в Ярославле считается трамвай — первые вагоны вышли на улицы 30 декабря 1900 года. Троллейбусное движение было открыто 7 ноября 1949-го. Точной даты старта автобусов в Ярославле нет, однако известно, что первый автобусный маршрут, курсировавший по проспекту Октября от Красной площади до шиноремонтного завода, был запущен в 1931 году.

Автобус, не требовавший ни контактной сети, ни рельсов, постепенно успешно развивался во всех районах города и всегда оставался фактически главным видом общественного транспорта. Сегодня на всех жёлтых автобусах можно заметить три слова: «надёжность», «безопасность», «комфорт». Однако, учитывая умение «жёлтых» зачастую попадать в аварии на ровном месте, этот своеобразный слоган звучит немного иронично. В советские же годы общественный транспорт в действительности воспринимался как нечто надёжное и безопасное. Хотя и не всегда комфортное и быстрое.

Самый распространённый автобус в СССР — ЛиАЗ-677. 1970-е годы. Фото: Наталия Бутусова

Маршрутки были даже в 60-е

Маршрутное такси — понятие, обычно ассоциирующееся с началом 2000-х. Однако в реальности первые маршрутки появились на улицах Ярославля ещё в 1962 году. Тогда микроавтобус «РАФ» возил жителей и гостей города от площади Подбельского (ныне Богоявления) до аэропорта, находящегося в районе современного проспекта Фрунзе. Ездили, правда, маршрутки 60-х крайне редко и ходили без остановок.

Маршрутное такси в Ярославле. 1970-е годы. Фото: «Ретро Ярославль»

В 70-е количество маршруток увеличилось. Например, архивные схемы свидетельствуют о том, что в 1976 году работало уже семь маршрутов. В 1980-е компанию «РАФику» составил ПАЗ-672. А главной задачей советских маршруток была быстрая доставка пассажиров от центра к вокзалу, предприятиям или спальным районам. О доминировании над автобусами, трамваями и троллейбусами речи, конечно, не шло.

Однако всё изменилось в 1990-е, когда муниципальный транспорт стремительно устаревал, выходил из строя, а потому уже не всегда справлялся с пассажиропотоком. Старые схемы движения маршруток уже не отвечали потребностям пассажиров и были ликвидированы. Зато стали появляться новые. Причём поначалу перевозки осуществляли муниципальные перевозчики, но вскоре стали приходить частные. И как только частникам был дан зелёный свет, фактически началась новая эра в истории транспорта. Маршрутные такси не просто составили муниципальному транспорту конкуренцию. Они буквально захватили рынок перевозок.

Троллейбус № 7 и маршрутка № 97. Июнь 2002 года. Фото: Ярослав Лученецкий

Частные перевозчики сходу получили выгодные протяжённые маршруты, а более маневренные и на тот момент ещё новые ПАЗики выигрывали конкуренцию у умирающего муниципального транспорта и отбирали у него пассажиров. А зачастую в борьбе за клиента водители маршруток пренебрегали Правилами дорожного движения, превышая скорость, проезжая на запрещающие сигналы светофоров, устраивая гонки и подрезая друг друга. И именно поэтому в 2000-е годы маршрутка стала восприниматься пассажирами как потенциально опасный вид общественного транспорта. ДТП с участием маршрутного такси стали если не регулярным явлением, то как минимум очень распространённым.

Маршрутки воспринимались как потенциально опасный вид транспорта

Поскольку в 2000-е интернет-издания не были столь развиты, как сейчас, а соцсетей не было и вовсе, информация об инцидентах, связанных с маршрутными такси, дошла до наших дней не в полной мере. Да и ДТП эти не акцентировались в обществе столь рьяно, как сейчас любая оказия с «жёлтыми». Тем не менее, информация о некоторых серьёзных авариях сохранилась.

В эту подборку мы включили самые резонансные ДТП с участием маршруток, произошедшие в Ярославле в 2000-2010-е годы.

2003, 22 ноября

На железнодорожном переезде у путепровода в районе «Лакокраски» водитель маршрутки не пропустил маневровый тепловоз, в результате чего тот протаранил ПАЗик. Несколько человек получили серьёзные травмы.

Фото: Ярослав Лученецкий

2005, 4 февраля

4 февраля около пяти часов вечера на Московском проспекте в районе моста через Которосль автобус ПАЗ 46-го маршрута столкнулся с автомобилями «Волга» и «Ауди». По словам водителя маршрутки, его подрезала «девятка», в результате чего ПАЗик занесло и выбросило на встречную полосу. А далее последовала цепная реакция. Пострадали два человека. ПАЗик ехал на высокой скорости и буквально смял «Волгу». Легковушка даже не подлежала восстановлению.

2007, 27 ноября

В районе остановки «Лесные Поляны» около 16:30 столкнулись маршрутное такси № 93 и фура «Вольво». Как писала со ссылкой на очевидцев «Комсомольская правда», переполненный ПАЗик тормознула женщина. Из-за резкого торможения на скользкой дороге автобус повело. Прямиком в фуру. Грузовик буквально смял маршрутку по правому боку. Шесть человек погибли, 14 пострадали.

2008, 20 июня

Около десяти часов утра в Дзержинском районе 71-я маршрутка устроила массовое ДТП. ПАЗ врезался в легковой автомобиль, одновременно задев ещё две машины. За несколько дней до этого прокуратура Ярославля совместно с ГИБДД проверили техническое состояние «пазиков» и «Газелей». В числе выявленных нарушений — неисправности в тормозной системе и в системе рулевого управления.

2008, 20 августа

На Московском проспекте произошла авария с участием маршрутного такси. ПАЗик 76-го маршрута протаранил «Оку». Легковушку от удара отбросило на середину Московского проспекта. Есть пострадавшие.

2011, 26 октября

На проспекте Октября водитель маршрутки № 47 не справился с управлением, вылетел на встречную полосу, где лоб в лоб столкнулся с троллейбусом. Пострадали девять человек, трое получили тяжёлые травмы.

2012, 4 ноября

На проспекте Авиаторов маршрутка по полном ходу врезалась в дерево. В больницу были доставлены семь человек, остальным медпомощь оказали на месте. Оказалось, что в автобусе была неисправна тормозная система.

2013, 11 октября

11 октября на пересечении проспектов Ленинградского и Дзержинского перевернулся автомобиль «Фиат» — маршрутное такси № 95, в котором находились шесть пассажиров. Все они получили травмы, одну женщину пришлось госпитализировать.

2013, 11 декабря

Маршрутка № 46 у центра «Омега» в Ярославле врезалась в фонарный столб. Водитель ПАЗа не справился с управлением. Пострадали два человека.

Фото: «Ярославский регион»

2014, 10 апреля

В Заволжском районе Ярославля 22-летняя девушка и её трёхлетний сын ехали на маршрутном такси № 98. На остановке водитель не дождался, пока они выйдут, закрыл дверь и начал движение. В результате мальчик упал на асфальт, а его мать застряла в дверях. Оба получили травмы.

2014, 14 апреля

Около шести утра на проспекте Авиаторов у дома № 104 в Заволжском районе Ярославля водитель автобуса ПАЗ маршрута № 40 не успел затормозить и врезался в фуру, остановившуюся перед пешеходным переходом. Травмы получили шесть человек.

2014, 3 сентября

На перекрёстке проспекта Октября и улицы Победы в Ярославле столкнулись маршрутное такси «Пежо» и служебный автобус «Луидор». Шесть человек получили травмы.

2015, 19 февраля

За один день в ДТП попали четыре маршрутки и один автобус. Около 15:46 на улице Бабича столкнулись маршрутное такси ПАЗ и «Форд». В 16:22 на Московском проспекте маршрутка «догнала» автобус «Неоплан». В 16:52 в Заволжском районе водитель маршрутки зацепил иногородний «Опель». Вечером в Заволжском районе в результате столкновения ПАЗика и автобуса ЛиАЗ пострадал один из пассажиров.

2016, 2 марта

2 марта вечером в Заволжском районе Ярославля автобус ПАЗ, выполнявший рейс по маршруту № 98, выбросило на разделительную полосу дороги на проспекте Машиностроителей. Маршрутка завалилась на бок. За медицинской помощью обратились несколько человек.

2016, 16 декабря

16 декабря около полудня на Промышленном шоссе в Ярославле столкнулись ПАЗ 38-го маршрута и «КИА». Пострадали пять человек.

«Со слов полицейских, в момент аварии водитель автобуса разговаривал по телефону. Результат не заставил ждать», — рассказывал корреспондент телеканала «Первый Ярославский».

Фото: «Первый Ярославский»

2017, 25 октября

25 октября у «Гиганта» в Ярославле маршрутка столкнулась с легковушкой. ПАЗик объезжал вставший впереди микроавтобус и не заметил легковой автомобиль. Серьёзно пострадала девушка.

Фото: «Безопасный регион»

2018, 5 февраля

5 февраля в 11:47 на регулируемом пешеходном переходе на перекрёстке улиц Чкалова и Белинского автобус маршрута № 61 сбил девочку-пешехода. Девочка переходила дорогу на разрешающий сигнал светофора. Тем не менее, автобус не остановился и сбил ребёнка. Девочка с травмами госпитализирована.

Фото: УГИБДД по Ярославской области

2018, 28 августа

Около 18 часов на пересечении улиц Свободы и Победы маршрутка, двигавшаяся по 45-му маршруту, протаранила «Мицубиси Паджеро». От удара большой внедорожник перевернулся набок. Серьёзно пострадали девять человек.

Фото: «Говорит Ярославль»

2018, 10 декабря

Около 11:30 на Промышленном шоссе в Ярославле перевернулась маршрутка № 61 с пассажирами. Как писала «Комсомольская правда» со ссылкой на пассажиров пострадавшего автобуса, перед аварией водитель не пропустил автомобиль справа и начал разгоняться. Затем машину занесло и начало таскать по снежной каше из стороны в сторону. Маршрутка ударилась о бордюр и опрокинулась. Пострадали десять человек.

Фото: Артём Беляк

2019, 26 февраля

На Ленинградском проспекте 26 февраля во второй половине дня маршрутка № 46 протаранила автомобиль «Сузуки». Есть пострадавшие.

Фото: «Жесть Ярославль»

От маршруток решили избавляться

Повышенная аварийность стала одной из причин, по которым было решено постепенно избавляться от автобусов, работающим по нерегулируемым тарифам, проще говоря, маршруток. В 2017 году тогдашний мэр Ярославля на встрече с перевозчиками обозначил новые жёсткие требования к автобусам: наличие видеорегистраторов, аудиоинформаторов и камер в салоне, оснащение системой ГЛОНАСС, класс не ниже «Евро-5» и возраст не старше семи лет. Ещё градоначальник запретил маршруткам останавливаться вне остановок, а владельцев заставил «перекрасить» весь подвижной состав в красный цвет.

Это стало первым шагом к полному избавлению от маршруток. В течение последующих трёх лет несколько маршруток перевели на регулируемый тариф. А в декабре 2020-го заговорили о полном закрытии маршрутов «маршрутных такси» и изменении схемы маршрутов. В результате 14 июля 2021-го случился первый этап этой транспортной реформы. Большую часть маршруток действительно заменили автобусами, работающими по регулируемому тарифу. Схема, правда, претерпела значительные изменения. С первых часов реформа получила шквал критики от пассажиров. Ситуация усугубилась зимой, когда автобусы новых перевозчиков буквально рассыпались на ходу. Доходило до того, что сломанную технику бросали посреди дороги — предприниматели не могли даже вовремя эвакуировать свои автобусы. Маршрутки, которые ещё несколько лет назад сами ярославцы рьяно критиковали, стали казаться верхом комфорта.

Спасать пассажиров в сложившейся ситуации прибыли жёлтые автобусы, новые, низкопольные, современные и с возможностью бесконтактной оплаты картами. Так 1 апреля 2023-го началась новая эра в истории ярославского общественного транспорта.

1 апреля 2023 года. Первый день работы жёлтых автобусов

Слово официальной статистике

Наиболее чёткое представление по количеству ДТП с участием городских автобусов и маршруток даст официальная статистика ГИБДД. К сожалению, в ведомстве не смогли предоставить данные по числу аварий по всем годам, начиная с 2000-го, поэтому мы запросили информацию по трём периодам: 2018 году, 2021-му (году старта первого этапа реформы) и по 11 месяцам работы (первому году без учёта статистики марта) жёлтых автобусов.


Как видим, число аварий после запуска жёлтых автобусов действительно выросло, особенно в сравнении с переходным 2021 годом. Превышает цифра и количество аварий в 2018 году, периоде господства маршрутных такси на территории Ярославля. Хотя и в разрезе этих двух лет нельзя говорить о значительном росте.

Отметим, статистика включает в себя ДТП, виновниками которых были и водители автобусов, и другие участники дорожного движения. А указанное количество пострадавших и погибших не означает, что все они были пассажирами автобусов или маршруток, угодивших в ДТП. Зачастую травмы, напомним, получают водители и пассажиры автомобилей, не поделивших дорогу с общественным транспортом.

Людям свойственно быть недовольными

Людям свойственно жаловаться, а с развитием соцсетей выразить недовольство стало проще. Неудивительно, что основная часть жалоб в Сети касается работы общественного транспорта. Несоблюдение расписания, грубость водителя, опасное вождение, грязь в салоне — перечень того, на что весь первый год работы «жёлтых» жаловались пассажиры. Это подтверждают и в минтрансе. А что беспокоило пассажиров в 2010-е годы? Это нетрудно проверить. Достаточно лишь поднять архив самой популярной в городе группы об общественном транспорте — «Общественный транспорт Ярославля». Или взять, например, данные рубрики «Народный контроль», которую запускали наши коллеги из издания «Про город». Ниже лишь несколько примеров, которые нашлись сходу.

  • «Одна из маршруток № 95 в ужасном состоянии, в салоне грязно, все сидения обмотаны каким-то грязным скотчем. Как такие вообще на маршрут выпускают?!» (май-2015);

  • «Сегодня ехала на работу в 6:20 на маршрутке № 46. В салоне грязь, на полу валяются билетики, кругом песок, короче, грязь!!! Кондуктор ответила, что нечего ей эти претензии предъявлять» (сентябрь-2017);

  • «Произошла неприятная история. Я ехала в маршрутном такси № 67. Водитель разговаривал во время движения по мобильному телефону, на моё замечание я получила в свой адрес оскорбления в хамской форме, потом водитель остановился и силой высадил меня из маршрутки» (ноябрь-2017);
  • «Не первый раз уже еду на маршруте 82. Кондуктор хамит пассажирам, люди выходят чуть ли не на ходу, ездит мимо остановок с пассажирами. Мотивирует тем, что опаздывает» (ноябрь-2017);

  • «Хочется выговориться по поводу наших 98-х маршруток. Люди стоят на конечной остановке и ждут этих по 30 минут, опаздывают на работу/учёбу. Как же это достало. По расписанию узнавала, что они должны ходить каждые восемь минут» (ноябрь-2017);

  • «Сегодня ехала на маршрутке, приготовилась выходить, за мной стояла маленькая девочка. Когда я уже вышла из маршрутки, увидела, как двери прищемили девочку и водитель поехал дальше, не обращая внимания на то, что маленькая девочка торчит промеж дверей» (декабрь-2017);

  • «Езжу я на работу на 38-й или 61-й маршрутке каждый день из Брагино, сегодня меня просто бомбануло! Мало того, что каждое утро едешь как селёдка в банке, каждое утро замечаю, что еду не на красных новых маршрутках, а на кряхтящих старых маршрутках» (декабрь-2017);

  • «Почему водители 61-й, 38-й маршруток не соблюдают свой маршрут? Что делать?» (март-2018);

  • «Маршрутка № 67 совсем обнаглела: у „Авроры“ не останавливается на остановке, хотя желающих достаточно» (апрель-2018);

  • «Вчера вечером на остановке „НИИМСК“ маршрутка 91 проехала мимо остановки в 20:10, уехал сам с остановки с пересадкой в Кресты в 20:45, больше не было ни одной 91-й. Вопрос, как работают перевозчики в вечернее время?» (август-2018);

  • «Безобразие, убрали маршрутку 71 со старого маршрута, 91-я маршрутка ходит безобразно, в вечернее время не уехать в сторону Крестов!» (август-2018).

ДТП с участием маршруток. 2019 год. Фото: «Жесть Ярославль»

Как говорится, комментарии излишни.

«Раньше было лучше» — лукавство

Ещё задолго до второго этапа транспортной реформы стало известно, что общее количество автобусов снизится. Однако бывшая глава департамента транспорта региона Татьяна Черемных, ныне коротающая свой век в СИЗО, обещала, что частота движения автобусов будет обеспечиваться «беспрекословностью выполнения расписания». Однако 1 апреля 2023-го уже в первые часы работы жёлтых автобусов стало понятно, что это недостижимо. К примеру, утром один из автобусов умудрился застрять в яме на Ленинградском проспекте. Другой днём «потерял» стекло на Привокзальной площади. А все эти простои означают увеличение интервала. Затем начались постоянные аварии. Летом, осенью и в начале зимы порой казалось, что ДТП случаются буквально ежедневно, а небитых автобусов не осталось вовсе.

Под конец зимы наконец-то робко замаячила тенденция снижения неприятных инцидентов, связанных с автобусами. Количество жалоб, как ранее отмечали в минтрансе, также стало снижаться. Тем не менее, работа общественного транспорта ещё далека до совершенства. Сохраняется неоправданное дублирование маршрутов, на многих направлениях большие интервалы движения, отмечается недостаток подвижного состава среднего или большого класса, что приводит к давке. По-прежнему важную роль играет человеческий фактор — иногда водители допускают грубость по отношению к пассажирам, нарушают правила перевозок или Правила дорожного движения. Работы предстоит ещё много. Но шаг в верном направлении сделан. А статистика показывает, что утверждения «Раньше было лучше» — всё же лукавство.

Заглавное фото: Ярослав Лученецкий

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

30 марта 2024 - 08:00
Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го
Смотрим, многое ли изменилось.
Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Все, наверное, в детстве разгадывали головоломки в стиле «Найди десять отличий», разглядывая две похожие картинки. А что, если посмотреть на две фотографии одного и того же места, но сделанные в разные эпохи? Много ли отличий найдётся?

В нашей рубрике «Было — стало» мы сравниваем город сегодняшний с городом прошлого. И убеждаемся, что массу отличий можно найти даже на фотокарточках, сделанных с разницей всего лет в пять. Что уж говорить о 50-летии... Преображаются здания, меняется трафик на дорогах, растут деревья, а что-то наоборот уничтожается или приходит в упадок.

Сегодня сравниваем Ярославль 2024-го и 1980-х. А заодно и уборку города в эти разные эпохи!

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Волжский бульвар. В целом, здесь поменялось немногое. Уборке центра всегда уделялось внимание. Ретро-фото: Константин Лузин (Ярославский музей фотографии)

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Сходу бросается в глаза то, что чугунный заборчик заменили живой «изгородью». Ретро-фото: В. П. Выголов (издание «Памятники архитектуры и искусства»)

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Красная площадь. Кажется, заборов стало поменьше?

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Волжская набережная. К сожалению, видовая площадка в наши дни норовит попросту рухнуть. А денег на быструю реставрацию нет...

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Набережная в районе Красного съезда. Кажется, здесь раньше дорогу убирали похуже... Но и трафик был, несомненно, ниже в разы. Ретро-фото: Константин Лузин (Ярославский музей фотографии)

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Снова набережная. Кстати, как вспоминают ярославцы, раньше тротуары всегда убирались вручную дворниками. И хуже уж точно не было. Ретро-фото: Константин Лузин (Ярославский музей фотографии)

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Скверик у ротонды. Сколько отличий насчитали?! Ретро-фото: Вадим Федотов

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Когда-то на нечётной стороне улицы Первомайской тоже был забор... Ретро-фото: Любовь Балашева

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Кинотеатр «Горн», когда-то один из самых популярных в центре Ярославля

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Было – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-гоБыло – стало: Ярославль 1980-х vs 2024-го

Улица Свободы. Кажется, припаркованных машин стало побольше?! Да и дорогу здесь уже просто так не перейдёшь... Ретро-фото: Юрий Вербин

Современные фото: Анна Фролова

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

28 марта 2024 - 17:13
Стали известны дата и место прощания с Юрием Ваксманом
30 марта в 12 часов в камерном театре.
Стали известны дата и место прощания с Юрием Ваксманом

Прощание с Юрием Михайловичем Ваксманом состоится 30 марта в 12 часов и пройдёт в Ярославском камерном театре на улице Свердлова, 9. Об этом объявили коллеги актёра.

Напомним, актёра, сооснователя камерного театра, предпринимателя не стало вечером 27 марта. Предварительно, причиной смерти стал инфаркт.

«Скорбим вместе с его семьёй, родными, близкими, друзьями и всеми добрыми людьми, нашими зрителями и почитателями его таланта. Мы потеряли дорогого друга и творца незабываемых образов, дарившего нам каждый день огонь своего сердца и радость. Окружавшего нас своим вниманием, чутко отзывавшегося заботой о каждом, кто в этом нуждался», — отметили коллеги Юрия Ваксмана.

Удивительно, но первым днём истории Ярославского камерного театра считается 28 марта. Именно в эту дату ровно 25 лет назад, 28 марта 1999-го, в кафе «Актёр» премьерой спектакля «Интервью» ознаменовалось открытие театра. Со дня основания и до последнего дня жизни Юрий Михайлович являлся руководителем театра, который всё это время неизменно собирал аншлаги на своих спектаклях. Как это ни прискорбно, но ровно 25 лет спустя в эту дату в театре были вынуждены сообщить о кончине его основателя.

Коллеги отмечают: камерный театр, однозначно, продолжит работу.

«Как ты однажды сказал: „Театр никуда не исчезнет. Буду я жив, не буду я жив, но очень надеюсь, что сцена Камерного театра будет существовать всегда“. Пока существует театр, живет в сердцах зрителей, вечная и добрая память о тебе. И мы верим, что так и будет.

Вот и пришло твоё время быть нашим ангелом хранителем, одаряя нас своей невероятной любовью, укрепляя наши души верой и благословляя при выходе на сцену. Прости нас за всё, что не успели или не сумели сказать тебе и сделать для тебя. Было честь служить вместе с тобой.

Твоя душа будет вечно жить в нас, в твоём театре, в памяти любящих и верных друзей, в созданных театральных произведениях, образах киногероев, озаряя наш путь своей светлой улыбкой», — говорится в сообщении коллектива театра.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

28 марта 2024 - 14:14
Жительница Ярославля отметила столетний юбилей
Поздравления получила Дарья Васильевна Кузьмина из Дзержинского района.
Жительница Ярославля отметила столетний юбилей_268440
Жительница Ярославля отметила столетний юбилей_268441

Ярославне Дарье Васильевне Кузьминой 27 марта исполнилось ровно 100 лет. Ветерана Великой Отечественной войны и труда поздравила глава Дзержинского района города Екатерина Мусинова. Также пенсионерка получила благодарственные и поздравительные письма от глав страны, региона и города.

Дарья Васильевна родилась и выросла в деревне Селифаново Даниловского района Ярославской области. В 1943 году она переехала в Ярославль. Год спустя Дарья Васильевна выучилась на водителя трамвая и начала работу на ярославском транспорте. После Великой Отечественной войны продолжила трудовой путь на швейной фабрике, проработав на производстве более 30 лет.

— Люди, доживающие до таких лет, чаще всего обласканы своими семьями. Семья Дарьи Васильевны с большой заботой относится к своей маме, бабушке, прабабушке. Это воспитание и большая любовь, — сказала Екатерина Мусинова.

Сейчас пенсионерку поддерживает большая семья. Все семейные праздники ветеран встречает со своими детьми, тремя внуками и четырьмя правнуками.

Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

28 марта 2024 - 06:22
Легенда ярославского театра и кино: не стало Юрия Ваксмана
Вспоминаем биографию известного актёра, продюсера, предпринимателя.
Легенда ярославского театра и кино: не стало Юрия Ваксмана

Ушёл из жизни известный российский актёр, продюсер, заслуженный работник культуры Российской Федерации, предприниматель, один из основателей и руководитель Ярославского камерного театра, основатель кинокомпании «ЯрСинема», поистине легенда ярославского театра и кино Юрий Михайлович Ваксман. В ночь на 28 марта об этом сообщили друзья и коллеги актёра.

Юрия Михайловича не стало 27 марта, во Всемирный день театра. По предварительной информации, Юрий Ваксман скончался скоропостижно, причиной смерти стали проблемы с сердцем. Актёру было 62 года.

Родился он в 1961 году в Тирасполе. Окончил Воронежский театральный институт. Продолжил актёрскую карьеру в Ярославле, до 1992 года работая в местном ТЮЗе. В 1999 году, когда открывался Ярославский камерный театр, выступил одним из его основателей. Впоследствии, до последних дней жизни, являлся актёром и руководителем театра.

Помимо актёрской деятельности, Юрий Ваксман был известен ярославцам и гостям своими заведениями в центре города. В середине 1990-х он открыл известный бар у ТЮЗа, в 1998-м — знаменитое кафе «Актёр» на улице Кирова — сегодня одно из старейших заведений города. Именно там начиналась история Ярославского камерного театра. На этой площадке Юрий Михайлович вместе с единомышленниками репетировали первый спектакль. Чуть позже камерный театр занял помещения бывшего кинотеатра «Арс».

Поехали в «Свечу», нас Ваксман ждёт,

И если вам закрались невзначай сомненья

Насчёт морали — это маленький прикол!

И эти строчки из знаменитой песни «лихих» 90-х тоже о нём. И это неудивительно, ведь Юрия Ваксмана и известного шансонье Михаила Круга связывала многолетняя дружба. И когда в марте 1995-го легендарную «Ярославскую» записывали в ярославской филармонии, имя Юрия Михайловича оказалось увековечено в строчках композиции.

Впрочем, Юрий Ваксман был известен далеко за пределами Ярославля и даже России не благодаря этой песне. Он сыграл в фильмах и сериалах не один десяток ролей. «Мусорщик», «Слепой-2», «Экстренный вызов», «Котовский», «Ярослав. Тысячу лет назад», «Литейный 4», «Молодёжка», «Двойная сплошная», «По законам военного времени 3», «Майор Гром: Чумной Доктор», «Портной из Бруклина», «Раневская», «Напарники» — лишь малая картин, в которых снимался Ваксман. Известен был он и как кинопродюсер.

В 2013 году Юрий Ваксман получил благодарность президента Российской Федерации за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу, а год назад, в феврале 2023-го, за вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность был удостоен звания Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Фото: социальные сети

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет