10 апреля 2024 19:25

«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения

«Яркуб» узнал мнение пассажиров и водителей о столь кардинальной мере.
«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения

Ярославль всё-таки останется без трамваев как минимум на год. 10 апреля принято окончательное решение о приостановке движения с 1 августа. Ещё несколько дней назад информация о закрытии подавалась как предварительная.

Мы пообщались с пассажирами и водителями ярославских трамваев и выяснили, что практически все относятся к закрытию отрицательно. Почему люди просят не останавливать движение полностью и почему власти не готовы к такому сценарию – в большом репортаже «Яркуба».

Модернизацию должны завершить до июня 2025 года

Напомним, соглашение с ООО «Мовиста Регионы Ярославль» было подписано в конце 2022 года. В рамках концессии до июня 2025-го должны полностью заменить трамвайную инфраструктуру города. Кроме того, фирма-концессионер должна поставить в город 47 низкопольных односекционных трамваев.

Начали реализацию проекта с самого проблемного маршрута № 6. В октябре 2023 года его закрыли и приступили к демонтажу рельсов, шпал и старой контактной сети. Дело с мёртвой точки сдвинулось, однако сроки восстановления движения сообщать горожанам не спешили.


Единственный новый вагон

С новыми вагонами также вышла «заминка». Ярославцы ждали жёлтых брендированных «львят», но поставка сорвалась. Через несколько месяцев в город приехал трамвай Усть-Катавского вагоностроительного завода из Челябинской области. Перед Новым годом журналистов пригласили посмотреть на обкатку нового вагона, хотя и дали понять, что по городу он в ближайшее время не поедет. Дело в том, что трамвай решили поберечь и не стали выпускать на «убитые» рельсы. До сих пор этот новый вагон остался единственным из привезённых.

После отмены маршрута № 6 ярославцы начали беспокоиться и о закрытии других. Осенью 2023 года в правительстве региона сообщили, что планов по полному закрытию трамвайного движения нет. В частности, планировалось использование реверсивного движения трамваев на отдельных участках. Такой же способ использовался в 2008 году, когда последний раз меняли рельсы.


Реконструкция путей. Июнь 2008 года. Фото: Иван Смолин

Однако планы, вероятно, поменялись. В минувшую пятницу, 5 апреля, стало известно о возможном закрытии трамвайного движения. Об этом сообщил министр транспорта Ярославской области Мурат Баснукаев. Взамен власти пообещали пустить временные автобусы, но конкретной информации по маршрутам пока нет. Новость о закрытии ярославцы, мягко говоря, оценили не очень позитивно.

«Надеюсь, это неправда...»

Корреспонденты «Яркуба» решили проехать на трамвае и пообщаться с водителями и пассажирами. Для этого мы прибыли на конечную остановку «Больница № 9» в Дзержинском районе. Остановочный пункт расположен рядом с больничным городком, поэтому пользуется особой популярностью у пациентов.

Вместе с другими пассажирами мы сели на пятый трамвай и через несколько остановок отметили, что свободных мест в вагоне практически не осталось.


Людей в трамвае много даже вне часа пик

По словам пассажиров, в час пик в будни трамвай вообще забит под завязку.

Под мерный стук колёс мы доехали до остановки «Кинотеатр „Победа“», где нам удалось пообщаться не только с пассажирами трамвая, но и с людьми, пользующимися автобусами. К слову, ждать автобус людям приходится в грязи на обочине дороги. Но это не главная проблема — из-за отсутствия остановочных комплексов автобусы по улице Труфанова едут едва ли не транзитом.

Про закрытие трамвайного движения, как оказалось, знают далеко не все ярославцы. Для некоторых подобная новость стала шоком.

— Нет, не знала, надеюсь, это неправда, — поделилась взволнованная ярославна. — Выезжать из нашего района только на трамвае удобно, аналогов нет. Если трамваи прекратят движение, это будет для нас совсем нехорошо.


Ждёт своих преданных пассажиров

Однако и те, кто знают о закрытии, реагируют на нововведение в основном негативно. Причины разные: от неудобства до отсутствия достойных альтернатив.

— Для меня куда удобнее и быстрее добраться на работу на трамвае, чем на любом другом общественном транспорте, — сообщил другой опрошенный пассажир. — Я живу на Труфанова, там с общественным транспортом беда совсем. Раньше ходил автобус, были остановки, сейчас их убрали.

Вопрос о езде на работу у ярославцев стоит остро, ведь если достойных альтернатив не запустят, люди буквально рискуют остаться без работы.

Лишь несколько опрошенных оказались готовы смириться с закрытием, но и то только при наличии реальных альтернатив — часто ходящих по тем же направлениям автобусов или электробусов.

«Всё сжималось внутри»: водители могут остаться без работы

Одной из опрошенных пассажирок неожиданно оказалась водитель трамвая с 25-летним стажем. Она сообщила «Яркубу», что новость о полном закрытии трамвайного движения для коллектива «ЯрГорЭлектроТранса» стала неожиданной.

— О закрытии нам сообщили в пятницу, — поделилась водитель. — До этого момента все надеялись, что запустят реверсивное движение, ведь так уже делали! Однако нам сообщили, что до 1 мая водителям выдадут предписания, а с 1 августа движение трамваев прекратится.

Водителям предлагают пройти ускоренный курс переобучения для работы на троллейбусах, электробусах или автобусах. Однако других вакансий на предприятии нет. Тем, кто решит не переучиваться, остаётся одно — сокращение.

Важно понимать, что большинство водителей трамваев — предпенсионного и пенсионного возраста, поэтому они и не хотят переучиваться на другой вид общественного транспорта. Объясняют это тем, что не готовы к более сложной и ответственной работе.

— Я уже на пенсии, — рассказала водитель. — Поэтому просидев 25 лет за управлением трамвая, я не готова сейчас переучиваться.


Встречает пассажиров

С ней солидарны коллеги, вместе с которыми женщина проработала много лет.

— Мне 60 лет, — поделилась на условиях анонимности другая водитель. — Переучиваться в таком возрасте сложно. Естественно, я попаду под сокращение. А о закрытии трамвайного движения нас уже известили.

Да и более молодые коллеги «пересаживаться» на другой вид общественного транспорта не хотят.

— Когда мы узнали о полном закрытии, мы все рыдали, — сообщила «Яркубу» ещё одна работница «ЯрГорЭлектроТранса». — Всё сжималось внутри. На самом деле, водители трамвая любят свою профессию. Я проработала пять лет, даже увольнялась, но всё равно вернулась, так как что-то меня тянуло.

Более того, для работы на электробусе или автобусе нужны не только права категорий B и D, которых у водителей трамвая нет, но и пять лет водительского стажа. Также водители сообщили, что существует вероятность платного переобучения для работы на автобусе. При этом если уволиться сейчас, то курс можно пройти бесплатно и пятилетний стаж не потребуют. Из-за этого получается замкнутый круг. Водители увольняться не хотят, так как надеются на запуск реверсивного движения, но если их всё же сократят, то переучиваться им, возможно, придётся за свой счёт.

Кстати, сокращение коснётся не только водителей трамваев. По словам работников, под него рискуют попасть более 400 человек, среди которых водители, кондукторы, диспетчеры и слесари.

Просят сохранить хотя бы частично

Когда трамвайное движение всё-таки закроют, город рискует столкнуться с целым рядом проблем.

Вообще, повторить действующие трамвайные маршруты будет не так уж и просто. К примеру, в Дзержинском районе города трамвайные пути идут в объезд главной магистрали, Ленинградского проспекта. При этом трамвай связывает жилые кварталы с важными социальными объектами: школами, детскими садами и больницами.

IMG_0507.JPG

Дождались трамвай!

— В Дзержинском районе трамвай — основная ветка, которая связывает нас с внешним миром, — рассказал пассажир. — Можно иногда и на автобусе доехать, но он ходит редко. К больнице № 9 доехать можно только на трамвае.

И всё это не считая отличной возможности доехать до места назначения без пробок. На Пятёрке, например, трамвай и вовсе заметно выигрывает у автобусов, так как ходит часто и практически бесперебойно.

— Когда я жила на Пятёрке, — поделилась с корреспондентом ярославна, — я всё время ездила на трамвае. Другой общественный транспорт там ходит хуже. Боюсь, без трамваев будет плохо.

Предварительно, в середине мая пустят электробусы по улице Чкалова. Они должны будут частично заменить уходящие трамваи. Однако достоверной информации о маршрутах и расписании транспорта пока нет.


Альтернатив сейчас практически нет

Сами ярославцы, умудрённые горьким опытом закрытия троллейбусного депо, уже даже не верят в возвращение трамвая. Горожане убеждены, что заменить автобусами или электробусами привычные трамвайные маршруты вряд ли получится. Тем более если учитывать количество курсирующих в Ярославле вагонов. По информации директора «ЯрГЭТ» Дениса Пырлога, в данный момент на маршрутах работает 40 трамвайных вагонов. Запуск временных автобусов явно негативно скажется на действующих автобусных маршрутах — водителей и машин и так не хватает.

Вызывает вопросы и дата закрытия, ведь на модернизацию останется меньше года, исключая осенние и зимние месяцы. Кстати, шестой маршрут был закрыт на модернизацию в октябре. С тех пор прошло уже полгода, а монтаж толком не начат. Корреспондент «Яркуба» прогулялся по улице Блюхера и убедился, что подрядчик находится на участке между остановками «Центр „Омега“» и «Детская больница». На месте можно заметить привезённые рельсы и шпалы. Однако работы ведутся вяло, обновление участка за полгода завершить так и не смогли.


На Блюхера идут работы


Всё перекопали

«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения

Привезли рельсы

«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения

И шпалы

Объём работ концессионеру предстоит колоссальный — помимо путей, это строительство нового депо, двух путепроводов и нескольких десятков переездов и платформ. Впрочем, быть может, именно этим и можно объяснить решение о полном закрытии трамвайного движения.

— Для того чтобы не выбиться из графика и в 2025 году закончить модернизацию, в настоящее время действительно рассматривается вопрос о временном закрытии трамвайного движения, — в начале текущей недели комментировали в министерстве транспорта региона. — Открытие трамвайного движения по отремонтированным путям на конкретной ветке может быть запущено только по завершении полного комплекса работ.

Вероятно, принятое решение окончательное. Однако пассажиры и водители ещё всё же надеются, что на какое-то время удастся сохранить какую-то часть трамвайных линий. Например, в Дзержинском районе от депо до девятой больницы — для работы трамваев здесь всё имеется. И это реально позволит не усугубить проблему транспортной доступности сразу нескольких микрорайонов.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

24 октября в 09:45
В Ярославской области за сутки в двух ДТП пострадали пешеходы
Девятилетнего мальчика госпитализировали.

За последние сутки в Ярославской области произошло два ДТП с участием пешеходов. В обоих случаях пострадавшие были госпитализированы. Об этом сообщило УМВД России по Ярославской области.

Первое ДТП произошло 23 октября в 18:24 на улице Республиканской в Ярославле, у дома № 30а. По предварительной информации, 24-летний водитель, управляя автомобилем «Шкода», сбил мальчика 2016 года рождения. Ребёнок получил травмы и доставлен в больницу.

Ранее, около 17:40, аналогичный инцидент произошёл в Ростове Великом. У дома № 41 в микрорайоне № 1 водитель «Лады» наехал на женщину 1958 года рождения. Пострадавшая также госпитализирована.

По обоим фактам сотрудники полиции проводят проверки. Устанавливаются обстоятельства происшествий.

Фото: УМВД России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
21 октября в 21:13
Стало известно, когда в Ярославле заработают платные парковки
Ряд граждан получат скидки.

В Ярославле платные парковки планируют запустить 20 декабря. Ряд граждан получат скидку на пользование. Новыми подробностями проекта поделились в пресс-службе правительства области.

Некоторые даже смогут оставить свой автомобиль бесплатно.

— Бесплатное пользование этими парковками будет предоставляться в соответствии с законодательством РФ и региона, — рассказал заместитель председателя областного правительства — министр дорожного хозяйства и транспорта региона Роман Душко. — На территории Ярославской области установлен порядок создания и использования парковочных мест, включая платные, а также определено понятие «льготный пользователь платной парковки». Это физическое лицо, имеющее право на меры социальной поддержки в связи с использованием платных парковочных мест согласно федеральному и региональному законодательству.

21 октября проект организации платного парковочного пространства обсудили на заседании комитета по социальной, демографической политике, труду и занятости Ярославской областной Думы. По информации директора ГКУ ЯО «Центр организации дорожного движения» Кирилла Крюкова, в регионе будет действовать уникальная для России льгота — 50-процентная скидка на почасовую плату за парковку для всех местных жителей. Чтобы воспользоваться этой льготой, достаточно того чтобы автомобиль был зарегистрирован на территории Ярославской области. Скидка 60% будет предоставляться многодетным семьям, участникам СВО и ветеранам боевых действий. А для инвалидов парковка будет полностью бесплатной.

Особые правила введут для тех, кто проживает в зоне действия платных парковок. С восьми вечера до восьми утра машину можно будет оставить бесплатно. Платные резидентные разрешения дадут возможность круглосуточной парковки по фиксированной стоимости. Например, в Ярославле такое разрешение для легкового автомобиля обойдётся в 300 рублей в месяц или в 1700 рублей в год.

Оплачивать парковку можно будет через сайт, мобильное приложение, банкомат или с помощью СМС. Плату внести нужно будет в течение 15 минут. Столько же автомобиль сможет занимать парковочное место бесплатно. Рядом с государственными больницами и поликлиниками бесплатно оставлять авто можно будет на два часа. Возможность оплатить парковку будет сохранена до 12 часов ночи календарных суток. Время пребывания автомобиля можно будет выбрать поминутно, а если потребуется уехать раньше, то деньги за неиспользованное время вернутся на счёт. После завершения оплаченного времени у водителя будет десять минут на то, чтобы уехать.

Добавим, портал и приложение на всей территории региона будут едиными.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

21 октября в 10:18
«Ситуация тревожная»: под Ярославлем из-за прокладки газопровода повреждён памятник археологии федерального значения
Без археологического надзора на территории древнего селища прорыли газовую траншею.

Под Ярославлем во время земляных работ повредили памятник археологии федерального значения. Речь идёт о селище в деревне Большое Тимерёво, где без согласования и без обязательного археологического надзора началась прокладка газопровода.

Одними из первых о нарушениях сообщили археолог Сергей Зозуля и заведующий археологическим отделом музея-заповедника «Ростовский кремль» Алексей Каретников. По их словам, траншею для газовой трубы прорыли в зоне между древним поселением и могильником.

«В Большом Тимерёво прокладывается без всякого надзора газовая траншея, и, судя по всему, не первая. Ситуация очень тревожная. Долгое время Большое Тимерёво было единственным памятником федерального значения в регионе», — написал Зозуля в социальных сетях.

К обсуждению проблемы подключились и другие учёные. Так, кандидат исторических наук Василий Новиков подчеркнул, что работы велись без проведения спасательных археологических исследований, как того требует законодательство.

«Это крупный полиэтничный археологический комплекс IX — начала XI века под Ярославлем. Очень известный памятник для всех, кто работает с эпохой викингов и образованием древнерусского государства. Тут выясняется, что какие-то граждане или юридические лица, пока это не ясно, решили проложить в контактной зоне между раннесредневековым поселением и могильником трубу и прокопали там траншею. Они безвозвратно разрушили культурный слой!» — отметил учёный.

По данным Государственной службы охраны объектов культурного наследия Ярославской области, факт проведения несанкционированных работ подтверждён. Осмотр территории состоялся 14 октября с участием представителей администрации Ярославского муниципального округа и сотрудников полиции.

Установлено, что траншея проходит по северо-западной границе селища. Большая часть уже засыпана, но на участке длиной около 20 метров земля всё ещё вскрыта. В службе отмечают, что проект спасательных археологических работ на согласование не поступал, а проведение раскопок перед началом земляных работ не организовывалось.

«Организация и проведение работ по укладке трассы газопровода, по мнению службы, повлекло повреждение объекта культурного (археологического) федерального значения и содержит признаки состава преступления, предусмотренного статьёй 243 Уголовного кодекса Российской Федерации [Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия — Прим. ред.]», — говорится в официальном ответе ведомства.

Так как заказчик и исполнитель работ пока не установлены, материалы направлены в полицию для проведения проверки и установления виновных лиц.

Фото: Современная Археология / Telegram

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

21 октября в 09:54
В Ярославле юноша за рулём сбил девочку на улице Елены Колесовой
Пострадавшая 16-летняя школьница госпитализирована, обстоятельства ДТП выясняют сотрудники полиции.

Вечером 20 октября в Ярославле произошло ДТП с участием несовершеннолетней. По предварительной информации, в 18:52 на улице Елены Колесовой водитель автомобиля «Датсун» 2003 года рождения сбил 16-летнюю девочку.

В пресс-службе УМВД России по Ярославской области сообщили, что в результате происшествия школьница получила травмы и была госпитализирована.

На месте аварии работали сотрудники Госавтоинспекции. Полиция проводит проверку и устанавливает все обстоятельства случившегося.

Фото: пресс-служба УМВД России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

20 октября в 09:17
На трассе под Ярославлем погиб водитель внедорожника
Авария произошла утром 18 октября, один человек госпитализирован.

Утром 18 октября на 24-м километре автодороги «Ярославль — Любим» в Ярославском районе произошло смертельное ДТП. По предварительной информации, водитель автомобиля Great Wall не справился с управлением, машина съехала в кювет и опрокинулась.

Как сообщила Госавтоинспекция Ярославской области, в результате аварии водитель 1979 года рождения скончался на месте до приезда скорой помощи. Пассажир, мужчина 1977 года рождения, получил травмы и был доставлен в больницу.

На месте происшествия работали сотрудники Госавтоинспекции и следственно-оперативная группа. Обстоятельства аварии устанавливаются.

Фото: Госавтоинспекция Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

17 октября в 13:53
В Угличе произошло ДТП с участием автобуса
Пострадали два человека.

В Угличе произошло ДТП с участием автобуса. Видеозапись момента происшествия попала в социальные сети.

Авария произошла 17 октября в 6:35 на пересечении улиц Интернациональной и Ленина. На видеозаписи можно увидеть, что легковой автомобиль не уступил на перекрёстке дорогу автобусу, из-за чего и произошло столкновение.

В пресс-службах региональных прокуратуры и полиции сообщили, что 23-летний водитель автомобиля «Omoda» и его 20-летний пассажир пострадали в ДТП и были госпитализированы. Важно отметить, что в момент аварии автобус не выполнял рейс по маршруту общественного транспорта, пассажиров в салоне не было. Сам водитель автобуса не пострадал.

Правоохранители устанавливают обстоятельства случившегося и виновника ДТП.


Фото и видео: пресс-служба прокуратуры Ярославской области; «Жесть Ярославль»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

16 октября в 09:56
Пострадавшие госпитализированы: в ДТП в Ярославле за сутки сбили двух пешеходов
Об авариях рассказали в полиции.

В Ярославле за сутки в ДТП пострадали двое пешеходов. Об инцидентах сообщили в пресс-службе областной полиции.

15 октября в 16:48 на Ленинградском проспекте 65-летний водитель «Рено» сбил 18-летнюю девушку. В результате её госпитализировали. А в 18:05 на улице Ньютона 54-летний водитель «Киа» наехал на 32-летнего мужчину. В результате этого ДТП пострадавшего также доставили в медицинское учреждение.

Сотрудники полиции проводят проверку, устанавливают все обстоятельства произошедшего.

Фото: пресс-служба УМВД России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

15 октября в 11:06
В Ярославле за сутки произошло четыре ДТП с участием пешеходов
В пресс-службе полиции рассказали подробности.

В Ярославле за сутки 14 октября произошло четыре ДТП с участием пешеходов. В пресс-службе региональной полиции рассказали подробности происшествий.

Днём, в 15:07, на улице Советской 45-летний водитель автомобиля ГАЗ наехал на 18-летнюю девушку. Пострадавшей понадобилось амбулаторное лечение.

Вечером, в 18:10, на улице Городской Вал 46-летний водитель автомобиля «Шевроле» сбил 11-летнего мальчика. В результате подросток нуждается в амбулаторном лечении.

В 20:19 на улице Мостецкая 39-летний водитель иномарки «Тойота» наехал на 19-летнего молодого человека. Пострадавший также нуждается в амбулаторном лечении. А в 20:29 на улице Нефтяников 29-летний водитель «Хендай» сбил 35-летнюю женщину. В результате ДТП пешеход госпитализирована.

Сотрудниками полиции проводится проверка, устанавливаются все обстоятельства произошедшего.

Фото: пресс-служба УМВД России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

15 октября в 10:39
В Ярославле возобновилось скандальное строительство у «Дома со львами»
На Большой Октябрьской вновь строят шестиуровневый дом бизнес-класса, несмотря на прежние споры и запреты.

В историческом центре Ярославля на Большой Октябрьской улице возобновилась скандальная стройка. За знаменитой усадьбой Сорокина возводится жилой дом бизнес-класса. На это обратили внимание подписчики Telegram-канала «Ярославль. На задворках».

По данным портала единой информационной системы жилищного строительства, застройщиком выступает ООО «СЗ Левел Недвижимость». В доме предусмотрено 24 квартиры площадью от 47 до 103 квадратных метров, подземный паркинг на 12 машиномест, административные помещения в цоколе и благоустройство территории с детской и спортивной площадками. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на первый квартал 2026 года. Разрешение на строительство выдано в июле 2023 года и продлено до февраля 2026-го.

Интересно, что формально в документации здание указано как трёхэтажное с мансардой, однако с учётом цоколя и подземного уровня строение фактически имеет шесть этажей.

В Ярославле возобновилось скандальное строительство у «Дома со львами»В Ярославле возобновилось скандальное строительство у «Дома со львами»

Дело в том, что история этой стройки тянется с конца 2010-х годов. Строительство рядом с «Домом со львами» неоднократно запрещалось из-за расположения в буферной зоне объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.

Так, в 2017–2018 годах власти Ярославля впервые выдали разрешение на строительство, однако прокуратура добилась его отмены. В сентябре 2019 года областной департамент строительства снова выдал разрешение, а спустя две недели сам же его отменил. Тогда Министерство культуры России направило в регион письмо о недопустимости выдачи разрешений до проведения оценки воздействия стройки на историческую среду. С тех пор застройщик несколько раз обращался за согласованиями и новыми экспертными оценками. Судя по нынешним документам, все формальные требования выполнены, и работы официально возобновлены.

Кроме того, в Telegram-канале «Ярославль. На задворках» заметили, что новый ЖК рекламируется как дом в центре города с пешей доступностью до зелёных массивов, причём «восьмиминутная прогулка приведёт к берегам реки Титовка». По всей видимости, писал этот текст малоосведомлённый человек, так как река Титовка, впадающая в Которосль, полностью подземная и не видна на поверхности, а её прибрежная зона заросла.

Фото: «Ярославль. На задворках», ДОМ.РФ

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».


наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет