Дети

26 апреля 2024 - 17:46
«Если мы создадим вокруг школьников благоприятную среду из соцсетей, то дети будут с радостью на это откликаться»: учительница ярославской гимназии об индивидуальном подходе и современном педагоге
«Яркуб» продолжает серию интервью с молодыми педагогами.

«Если мы создадим вокруг школьников благоприятную среду из соцсетей, то дети будут с радостью на это откликаться»: учительница ярославской гимназии об индивидуальном подходе и современном педагоге

В Год педагога и наставника «Яркуб» запустил спецпроект «Дневник учителя». Следующей героиней стала Людмила Сергеевна Гущина — учительница алгебры, геометрии и теории вероятности 7-х и 9-х классов гимназии № 2 города Ярославля.

Людмила уже шесть лет работает в школе, поэтому может поделиться с молодыми коллегами лайфхаками для подготовки к занятиям и секретами самоорганизации.

— Начнём с истоков. В какой момент Вы поняли, что хотите стать учителем? И почему?

— Наверное, это решение было принято мною в старших классах во время дня дублёра (самоуправления. — Прим. ред.), который практикуется во множестве школ. Мы должны были провести занятия для учеников начального звена, и хотя подготовка занимала довольно много времени, мне понравилось. Я захотела попробовать себя в педагогической деятельности.

— Помните ли Вы свой первый официальный рабочий день? Опишите эмоции.

— Мой первый официальный день работы в школе начался 9 августа, как только закончилась смена в одном из лагерей. Сначала была работа с документами. Я знакомилась с детьми заочно, заводила им личные дела, «забивала» в систему, смотрела на их фотографии. Первое знакомство с детьми было на сборах 30 и 31 августа.

20240216_154151.jpg

— Расскажете про ощущения от первой встречи детей?

— Я работала в детских лагерях, поэтому знала, что дети 11-12 лет готовы реализовываться во многих сферах. В гимназию приходят ученики из разных школ, у каждого из них свои интересы. Моя задача была в том, чтобы попытаться сплотить детей между собой. Важна тёплая, уютная атмосфера в классе. Она помогает не только формированию каких-то личностных качеств, но и позволяет быть более успешным в учёбе.

— Когда Вы впервые взяли классное руководство?

— В первый год работы в гимназии. Мне предложили взять ребят, я сразу согласилась и ни разу не пожалела.

— Какие сложности были в первый год работы? Как справлялись?

— Я окончила университет в 22 года, летом мне исполнилось 23. Была, конечно, тревога, не знала, как мне выйти к ученикам. Я, недавно окончившая школу, должна была стать классным руководителем для тех, кто годится мне, наверное, в младшие братья и сёстры. Но когда я увидела родителей этих учеников на традиционных сборах, я поняла, что всё будет хорошо. Также в гимназии каждому молодому педагогу дают наставника, который на протяжении года помогает ему в адаптации и всячески оберегает.

— Насколько сложно работать с детьми среднего звена? Какие основные сложности Вы могли бы выделить?

— Сложность в том, что пятый класс является адаптационным. Детям непривычно, что вместо одного учителя, как в начальной школе, у них появляются десять разных. Ребятам сложно привыкнуть к требованиям каждого преподавателя. Задача любого учителя среднего звена — сделать так, чтобы усилия детей не были напрасными.

— Правильно ли я понимаю, что основная сложность состоит именно в адаптации к новому учебному заведению?

— Да, всё верно. Также сложности могут быть, например, в силу подросткового возраста. В основном, это седьмой класс. Он может быть более сложным как для учителя, так и для детей. Однако при должном настрое родителей и классного руководителя всё проходит максимально легко. Да, дети могут более ярко показывать свои эмоции, но их характер остаётся неизменным.

20240216_153557.jpg

— Как, на Ваш взгляд, лучше справляться с трудностями?

— Нужно иногда давать себе паузу, возможность отдохнуть, брать посильную нагрузку. Возможно, придётся жертвовать финансовой составляющей, но такая разгрузка поможет сохранить спокойствие и умиротворение. Необходимо попытаться каким-то образом найти баланс между работой и личной жизнью. К примеру, мой первый год работы в школе был очень насыщенным, ведь на мне было не только классное руководство, но и очное обучение в магистратуре.

— Как проходит Ваша подготовка к занятиям? Составляете план уроков, изучаете учебники, по которым нужно будет работать?

— Подготовке обычно уделяю значительную часть лета. Первые две недели можно посвятить время себе, отдохнуть. Потом нужно работать, писать программу, чтобы в течение года тратить на это меньше времени. Именно летом идёт чтение учебников, анализ, подбор литературы. В учебное время я готовлюсь, в основном, в выходные. Именно тогда составляются, структурируются основные этапы урока, выделяются необходимые задания и происходит создание идеального урока. 

— Что важно помнить при поиске индивидуального подхода к ребёнку?

— Безусловно, нужно узнать ребёнка не только как ученика, но и как личность. Важно помнить, что на успеваемость зачастую влияют внешние факторы, проблемы в семье. Не все ребята могут подойти и рассказать о своей проблеме. На мой взгляд, нужно подстраиваться под особенности ребёнка. Если, допустим, ученик слабо знает мой предмет, он может за определённое время выполнить только три задания, а другой за это же время может сделать пять заданий. Но это не означает, что первый прикладывал меньшее количество усилий. Просто для выполнения заданий по моему предмету ему требуется больше времени. Такие дети, может, и готовы показать все пять правильно выполненных заданий. Разница только во времени выполнения.

— Есть ли разница между школой и гимназией? Если да, то в чём выражается?

— Гимназия носит характер эстетического цикла, прививает любовь к прекрасному. Я окончила среднюю общеобразовательную школу и могу сказать, что в гимназии, в зависимости от выбранного профиля, может углублённо преподаваться буквально каждый предмет. Наверное, это и правильно, потому что дети лишь в старших классах понимают, с чем в дальнейшем захотят связать свою жизнь и какие предметы им для этого пригодятся. Поэтому быть разносторонним человеком и получить хорошее образование во многих сферах — вещь полезная.

— То есть учиться в гимназии сложнее, чем в обычной школе? Или на равных?

— В нашей гимназии дети с пятого по 11-й класс изучают углублённо разные дисциплины. Нынешние пятиклассники делятся на тех, кто выбирает историю, и тех, кто математику. Количество часов по этим предметам у них разное. Дети с шестого по девятый класс углублённо изучают русский язык и математику. Дети, чтобы поступить в гимназию, пишут вступительную работу. Учителям хочется сделать так, чтобы ребята демонстрировали максимум своих возможностей.

Гимназия.jpg

— На Ваш взгляд, чего не хватает в школьной программе?

— Сейчас программы строятся по конструктору, поэтому у нас нет большой вариативности. Мы можем брать дополнительные часы, чтобы уделить внимание темам, которые нам кажутся важными. В целом, времени на изучение основных тем в математике вполне хватает.

— Экспериментируете ли Вы во время рабочего процесса? Если да, то каким образом?

— Когда я практикую подобное, то стараюсь сделать так, чтобы «сильные» дети попытались чему-то научить более «слабых». Иногда, например, ученики в группах выполняют определённое задание. Они называют это мини-проектом.

— Что, кроме учебно-методического комплекса, помогает Вам при составлении учебного плана?

— Удивительно, но короткие видеоролики из социальных сетей с интересными примерами. Иногда стоит детям объяснить правило или формулу в необычной форме. На такие видеоролики дети очень эмоционально реагируют.

— Мы узнали, что Вы закончили ЯГПУ имени Ушинского. Дала ли Вам учебная практика определённую базу знаний для дальнейшей работы?

— Практику от университета я проходила в гимназии. У меня даже есть интересная история. Нам, студентам, дали на выбор несколько учебных заведений, и я хотела пойти в школу, которую сама заканчивала. Но руководитель практики убедил меня пойти в эту гимназию. Сейчас я хочу сказать огромное спасибо за то, что я оказалась здесь и попала в такой чудесный коллектив.

— Получается, практика дала если уж и не базу знаний, то помогла найти хорошее рабочее место. Проходили ли Вы какие-то курсы повышения квалификации? Считаете ли вы это обязательным для молодых учителей?

— Я проходила, в том числе при моём университете. Очень часто я принимаю участие в различных вебинарах. На мой взгляд, учитель всегда должен находиться в движении, развиваться сам. Важно находить новые подходы и приёмы.

— Перед интервью мы посмотрели Ваши социальные сети. Нам показалось, что самоорганизация — Ваша сильная сторона. Как Вы планируете свой день?

— Практически всегда мой день начинается с раннего подъёма. В этом году я работаю два дня в неделю в школе, ещё два — в университете. В некоторые дни ко мне приходят ребята на индивидуальные занятия. На это уходит два-три часа в день. Конечно, могу и пересечься с подругами, и сходить в кино. Как и у любого человека, при должной самоорганизации у меня бывают «окошки», в которые очень вовремя могут «вклиниться» мои друзья.

20240216_153340.jpg

— Поделитесь идеями планирования?

— Замечу, многие из моих коллег покупают планеры. Я не исключение! Планером очень удобно пользоваться, чтобы не забыть о делах, которые необходимо срочно сделать. Иногда я пишу себе заметки в телефоне или делаю пометки в электронном календаре. На самом деле, планер очень удобен, потому что он даёт возможность визуализировать неделю и распределить дела.

— Планер, получается, отличная вещь! Ученикам советуете вести его?

— Да. Я весь прошлый год девятиклассникам говорила, чтобы они поучились распределять время. Зачастую в выпускных классах дети очень много занимаются, свободного времени у них практически не остаётся. Я советую им делать перерывы, ведь экзамены бывают не только в 9-м и 11-м классах, но и в техникумах, колледжах, университетах... Нужно научиться использовать время по назначению и не «загонять» себя.

— Как я поняла, Вы занимаетесь с детьми подготовкой к ОГЭ. Поделитесь, пожалуйста, лайфхаками с молодыми коллегами.

— В этом вопросе я придерживаюсь мнения о том, что вся математика циклична, просто изучается на разном уровне сложности. Коллегам я могу посоветовать, кроме разбора практико-ориентированных задач, выбирать несколько заданий для подготовки в рамках определённой темы.

— Как Вы устанавливаете дисциплину в классе?

— Дисциплина зависит от того, насколько ребёнок загружен в определённый момент времени. На уроке порядок будет присутствовать, если у учеников нет свободной минуты для того, чтобы отвлечься на что-то. А вот если появляются какие-то отвлекающие факторы, то всё может пойти не так, как запланировано.

— Как решить телефонную проблему? Вопрос, особенно актуальный при работе с подростками.

— Телефоны не всегда бывают бесполезными. Иногда дети используют их по назначению. В прошлом году мы с девятиклассниками скачивали несколько программ для тренировки устного счёта. И каждое занятие по подготовке к экзаменам мы начинали с того, что просто устно считали. Это очень помогает, настраивает на продуктивное занятие. Очень сложно однозначно сказать, нужен телефон детям в школе или нет. Важно смотреть на то, как ребята его используют. Если мы создадим вокруг школьников благоприятную среду из социальных сетей, то дети будут с радостью на это откликаться.

— Получается, Вы считаете, что если проблему использования телефонов в учебное время нельзя устранить полностью, то нужно повернуть её в свою пользу?

— Думаю, да.

20240216_153835 (1).jpg

— Хотелось бы поговорить с Вами на тему внеурочных мероприятий. Посещаете ли Вы их со своими школьниками?

— Иногда я зову учеников на мероприятия, которые проводит педагогический университет. Всё для того, чтобы познакомить детей с деятельностью вуза. В рамках предмета профориентация, который ввели в этом году, они могут знакомиться не только с профессиями, но и с вузами. Также как только я вижу интересные конкурсы и олимпиады, я стараюсь сразу же передать информацию о них детям.

— Хотелось бы затронуть с Вами вопросы, которые касаются личности учителя. Какое качество Вы бы выделили для себя как самое важное?

— Умение слышать. Слышать нужно не только учеников, но и коллег, родителей и даже самого себя. Если мы научимся слушать и прислушиваться к тем проблемам, которые возникают, то жить, работать и учиться станет легче.

— Что, на Ваш взгляд, недопустимо в поведении учителя?

— Учителю нельзя давать волю эмоциям. Нужно всегда себя контролировать. Никакие тяготы за стенами школы не должны влиять на рабочую деятельность.

— А каким, на Ваш взгляд, должен быть современный учитель?

— Лёгким на подъём, открытым. Чтобы не возникали вопросы и споры, учитель должен быть открытым и для коллег, и для учеников. Необходимо являться примером для ребят.

— Есть ли у Вас учитель, которого Вы могли бы назвать своим образцом?

— Для меня таким учителем стала Наталия Александровна Некрасова. Я попала к ней на практику, весь первый год работы в гимназии она меня курировала и оберегала. Я хочу сказать ей за это огромное спасибо, потому что для меня она — олицетворение того самого учителя с большой буквы.

20240216_153503 (1).jpg

— Мы прочитали один из Ваших постов в социальной сети, где Вы писали о публичном начале Вашей работы. Какую ответственность накладывает профессия учителя?

— В посте я говорила о том, что учитель — образец для детей. Бывает сложно найти баланс между работой и частной жизнью. Зачастую учителей могут осудить за совершенно невинные вещи.

— Какие, например?

— Поход с друзьями в ресторан в свободное время. Иногда появляется ощущение, что общественность не признаёт, что учителя — обычные люди.

— Хватает ли Вам свободного времени? На своей странице Вы поделились, что спите по три-четыре часа в сутки.

— Бывают дни, когда я вообще не сплю. Но я делаю это вполне осознанно. Сейчас у моих студентов в университете проходит подготовка к крупному фестивалю, ребятам необходимо репетировать. Я остаюсь с ними допоздна. Безусловно, я понимаю, что сон — это время восстановления, но, на мой взгляд, восстановиться можно и в выходные дни. Нужно просто вовремя отключить звук на телефоне.

20240216_153303 (1).jpg

— Из этого же поста мы узнали, что Вы считаете, что учителями могут стать только «сумасшедшие» люди. Почему?

— Быть учителем — призвание. Поэтому и «сумасшедшие». Конечно же, в хорошем смысле слова. В первый год работы много времени уходит на подготовку к занятиям и проверку заданий. Потом трудности уходят, остаётся лишь невероятный кайф и удовольствие от деятельности, от улыбок детей и их высоких результатов.

— Вы говорили, что связаны с добровольческой деятельностью. Могли бы Вы рассказать, как именно?

— Стоит отметить, что волонтёрской деятельностью я начала заниматься ещё в студенческие годы. Это дало мне навык общения с людьми и полезные знакомства. Когда я пришла работать в гимназию, то подумала, что будет здорово прививать подобные навыки детям. Когда мне досталось классное руководство, мы с детьми стали участвовать в различных акциях: собирали подарки сиротам, пожилым людям, ходили на 9 мая... Дети с удовольствием поддерживают мои инициативы и принимают участие в различных акциях.

— Поддерживают ли Вас близкие люди в работе?

— Думаю, для ответа на этот вопрос мне придётся рассказать Вам о моём поступлении в педуниверситет. После сдачи ЕГЭ я подала документы и поехала отдыхать на море. За то время пока я отдыхала, были опубликованы конкурсные списки. Я вернулась в Ярославль в последний день приёма документов. Оказалось, что прошла на бюджет в два вуза: на физический факультет и на физико-математический. Сначала хотела выбрать физику, мне тогда это казалось классным. Потом подумала, что девушке там будет тяжело...

— Был некий стереотип?

— Да, всё так. Поэтому я подала оригиналы документов в педуниверситет. Получилось так, что мама сначала не знала, куда я в итоге поступила. Она не сразу поддержала мой выбор, но сейчас разногласия позади. Родные поняли, что эта работа — моё призвание, и стали поддерживать меня.

— Чудесная история, очень вдохновляющая!

Если Вы тоже учитель и Вам есть, что рассказать, пишите на нашу почту! Ждём сообщений на [email protected].

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

26 апреля 2024 - 17:02
«Ростелеком» организовал «космический» онлайн-урок для 1200 детей из регионов ЦФО
Мероприятие прошло в рамках проекта «Гагаринский урок „Космос — это мы“».
«Ростелеком» организовал «космический» онлайн-урок для 1200 детей из регионов ЦФО_271277
«Ростелеком» организовал «космический» онлайн-урок для 1200 детей из регионов ЦФО_271278

«Ростелеком» выступил в роли организатора и технического партнёра онлайн-встречи космонавта, Героя России Андрея Борисенко с детьми из разных регионов Центрального Федерального округа. Мероприятие прошло в рамках проекта «Гагаринский урок „Космос — это мы“», приуроченного к 90-летию со дня рождения первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Прямая трансляция велась из онлайн-лектория Wink, расположенного в павильоне «Мир цифры» на ВДНХ.

— Мы обеспечили трансляцию онлайн-урока в девяти городах Центральной России. Более тысячи детей из Брянска, Иванова, Калуги, Костромы, Курска, Липецка, Рязани, Тамбова и Ярославля «приблизились» к космосу. Благодаря работе наших технических специалистов была организована видеоконференция, в ходе которой ребята смогли напрямую пообщаться с настоящим космонавтом, Героем России Андреем Борисенко, и задать ему свои вопросы. «Ростелеком» обеспечил устойчивую передачу голоса и изображения в качестве 4К, — сказал вице-президент, директор макрорегионального филиала «Центр» ПАО «Ростелеком» Денис Лысов.

Андрей Борисенко побывал в космосе дважды, видел нашу планету с высоты 400 километров и в общей сложности провел на орбите 337 суток. Отвечая на вопросы детей, он рассказал о любимом лакомстве покорителей Вселенной: оказывается, это творог со сладким наполнителем. Также школьники узнали, насколько сложно привыкнуть к земному притяжению после полета: многое зависит от подготовленности вестибулярного аппарата космонавта.

— Даже не верится, что я познакомился с настоящим космонавтом! Андрей Иванович оказался очень добрым, рассказал нам много интересного. И дал еще ещё хороший совет, который пригодится не только в космосе, но и на Земле, и на любой планете. Ребята спросили его про отношения с космонавтами из других стран. Он ответил: чтобы не ссориться, надо выбирать слова и даже перед тем, как шутить, надо десять раз подумать, — поделился Мирослав Пашкин, второклассник из Рязани.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

24 апреля 2024 - 17:25
В Ярославской области при пожаре погибли женщина и ребёнок
Возбуждено уголовное дело.
В Ярославской области при пожаре погибли женщина и ребёнок_271012
В Ярославской области при пожаре погибли женщина и ребёнок_271013

В Ярославской области во время пожара погибли и пострадали люди. По факту случившегося возбуждено уголовное дело, расследование взято прокуратурой на контроль, сообщает пресс-служба ведомства.

Пожар случился в деревне Фалисово Переславского района поздно вечером 23 апреля. Как ранее отмечали в ГУ МЧС по региону, на место выехали 13 пожарных и четыре единицы техники. Полностью ликвидировать возгорание удалось лишь утром 24 апреля. Огонь уничтожил деревянный жилой дом площадью 150 квадратных метров и хозпостройку.

Позднее выяснилось, что в пожаре есть погибшие и пострадавший. По информации пресс-службы СУ СКР по региону, это 38-летняя женщина и её пятилетний ребёнок. 44-летний мужчина госпитализирован. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело «Причинение смерти по неосторожности». Переславской межрайонной прокуратурой расследование поставлено на контроль. Для координации действий сотрудников правоохранительных органов на место происшествия выезжал Переславский межрайонный прокурор Андрей Озерцовский, добавили в ведомстве.

В качестве наиболее вероятной причины возникновения пожара следствием рассматривается неосторожное обращение с огнём при курении.

Фото: пресс-службы прокуратуры Ярославской области, СУ СКР по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

24 апреля 2024 - 10:39
Ярославские власти опровергли отмену школьного автобуса
Ранее в соцсетях сообщали, что транспорт не будет работать по вторникам и четвергам.
Ярославские власти опровергли отмену школьного автобуса

По ярославским пабликам разнеслась новость об отмене школьного автобуса от деревни Пестрецово. В постах говорится, что автобус якобы не будет работать по вторникам и четвергам. Однако администрация Ярославского района опровергла эту информацию.

— Распространяется ложная информация о школьном автобусе от деревни Пестрецово. Режим работы школьных автобусов на территории Ярославского района не менялся. В ближайшее время не планируется изменений, — рассказали власти.

Также в администрации попросили жителей не доверять непроверенным источникам и получать информацию только из официальных каналов.

Фото: соцсети

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
23 апреля 2024 - 16:10
Ярославну приговорили к реальному сроку за неуплату алиментов
Долг был внушительный — более 900 тысяч рублей.
Ярославну приговорили к реальному сроку за неуплату алиментов

Ярославна может оказаться в тюрьме из-за неуплаты алиментов. Об этом сообщили в пресс-службе областной прокуратуры.

Местную жительницу осудили к реальному лишению свободы за неуплату алиментов на содержание малолетней дочери. 38-летняя женщина с 2023 года злостно уклонялась от уплаты алиментов на содержание ребёнка. Задолженность накопилась внушительная — более 900 тысяч рублей.

Суд признал женщину виновной в совершении преступления, предусмотренного статьёй «Неуплата средств на содержание детей». Также ярославне назначили наказание в виде четырёх месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Приговор в законную силу не вступил.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

Интервью
19 апреля 2024 - 18:42
В Ярославской области расширили перечень лиц, входящих в состав многодетной семьи
Количество таких семей в регионе увеличивается до 20 тысяч.
В Ярославской области расширили перечень лиц, входящих в состав многодетной семьи

В Ярославской области расширили перечень многодетных. В перечень включены семьи с детьми в возрасте от 18 до 23 лет, обучающимися на очных отделениях в образовательных организациях. На заседании региональной Думы 19 апреля был принят соответствующий закон, инициированный губернатором Михаилом Евраевым.

По словам губернатора, в регионе таких семей более шести тысяч.

— Они смогут воспользоваться всеми имеющимися мерами поддержки многодетных до момента окончания обучения старших детей. Думаю, это станет для них хорошим подспорьем, — отметил Михаил Евраев. — Меры поддержки многодетных родителей у нас в безусловном приоритете. На дополнительную помощь таким семьям направим 165 миллионов рублей.

Если ранее многодетных семей в регионе было чуть более 13 тысяч, то теперь число их увеличивается до 20 тысяч. Как напомнили в правительстве, многодетные имеют право на ряд льгот.

Михаил Евраев также добавил, что в Год семьи, объявленный Президентом страны, на поддержку родителей с детьми в Ярославской области будет направлено порядка 12 миллиардов рублей.

Фото: пресс-служба правительства Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

18 апреля 2024 - 11:04
«Движения рук напоминали мне танец»: молодая актриса об уникальной постановке и изучении языка жестов
Корреспондент «Яркуба» оценила спектакль и пообщалась с исполнительницей главной роли проекта.
«Движения рук напоминали мне танец»: молодая актриса об уникальной постановке и изучении языка жестов
15 апреля в учебном театре Ярославского театрального института прошёл спектакль «Я — А-Н-Н-А!». В нём рассказывается история 13-летней девочки с нарушениями слуха. Спектакль особенный — единственный в области он показывается полностью на языке жестов.

Исполнительница главной роли и по совместительству автор социального проекта — Ксения Леханова. Корреспондент «Яркуба» посетила спектакль и познакомилась с актрисой. Она поделилась с нами секретами подготовки необычной постановки.

«Я — Анна! Я — кулак!»


  Погружение в историю происходит с первых секунд спектакля. Создаются специальные шумы, которые слышат люди с нарушениями слуха. Слова выводятся на проектор, чтобы обычные люди могли понять, что пытается до них донести героиня.

Начинается спектакль в абсолютной тишине. На сцену выходит мим, заклеивает себе рот, а после начинает молча взаимодействовать с публикой. Но «общение» не клеится, ведь зрители посмеиваются и не понимают, чего хочет парень. Тот машет в деланном отчаянии рукой и покидает сцену. С этого момента начинается захватывающая история о глухой девочке Анне. Она на жестовом языке рассказывает зрителям историю своей небольшой жизни.



В этой истории всё: нелюбовь в семье, буллинг в школе, инклюзия и дружба. Особое внимание уделяется проблеме непринятия детей с нарушением слуха. В школе ровесники издеваются над Анной и унижают. Но и дома девочка не может найти поддержку. Мама и бабушка Анны даже не пытаются выучить жестовый язык, чтобы с ней взаимодействовать.

Единственная отрада девочки — рыбка Лондон с красивым золотистым хвостом. Девочка ухаживает за ней, пытается с ней общаться. Жизнь её практически полностью сосредотачивается на этой рыбке, ведь никаких других хороших моментов в её существовании больше нет.

Однако Анна — «кулак», поэтому, прочитав несколько томов Джека Лондона, девочка решает путешествовать. Она берёт деньги отца и отправляется во Владивосток. Там, голодная и замёрзшая, она созерцает море... Концовка открытая, зритель может только догадываться, что дальше происходило с Анной. Может быть, она погибла в далёком Владивостоке, а может, обрела покой.

Язык жестов подобен танцу

После спектакля нам удалось пообщаться с Ксенией Лехановой. Девушка является студенткой четвёртого курса ЯГТИ и играет в учебном театре. Ксения стала также и автором социально-театрального проекта «Я — А-Н-Н-А!», так как уверена, что социальные проблемы необходимо освещать.

— История очень жестокая, но реальная, — объяснила Ксения. — Если я смотрю на неё с точки зрения восприятия моей героини, то мир к девочке «глух». Но из этой серой реальности есть выход в мир фантазии. Поэтому в конце пьесы Анна и отправляется в другое место, на другой уровень.

По словам актрисы, то, что происходит в современном мире, выражено и на сцене. Даже в «отрыве» от истории глухой девочки остаются актуальные проблемы: буллинг, поиск слабого звена, конфликты с родителями и тотальное одиночество.



Проблематика взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья для Ксении близка. Помощью особенным детям актриса занималась ещё в школе.

— Я училась в ярославской школе № 43, и мы сотрудничали с Гаврилов-Ямским интернатом для слепых детей. Сестра нашей учительницы математики преподавала в этом интернате, наш класс ездил туда.

Ксения Леханова не только талантливая актриса, она ещё и полиглот. Язык жестов, который пришлось ей учить для роли, стал пятым из освоенных.

— Я знаю английский, русский, немецкий, французский и жестовый. Последний, наверное, дался мне сложнее всех. Мне на нём до сих пор на спектаклях бывает страшно общаться. Боюсь перепутать жест, переживаю, что зрители меня неправильно поймут.



Однако страхи забываются, когда в жесты начинаешь вкладывать определённый смысл. Актриса отметила, что именно на жестовом языке можно выразить то, что нельзя сказать словами.

— Когда мне начали показывать этот язык, я думала, что жест — это слово, выраженное руками, — рассказала актриса. — Движения рук напоминали мне некий танец. Потом в эти жесты мы начали вкладывать смысл, и всё начало срастаться. Вскоре я смогла некоторые фразы сочинять сама. Жестовый язык вообще очень экспрессивный, яркий, выразительный.

Для взаимодействия с глухими людьми важно знать не только язык жестов, но и соблюдать определённые правила.

— Очень важна чёткая артикуляция, потому что люди с нарушениями слуха часто читают по губам. Ещё нужно, чтобы руки были свободные, нельзя ими перекрывать лицо, иначе не будет видно губы. Кстати, слишком низко опускать руки тоже нельзя.



Жестами создала напряжение в пьесе

Изучение роли, по словам Ксении Лехановой, оказалось для неё несложным благодаря знанию языка жестов. Он помог девушке не только взаимодействовать с глухими людьми, но и создать внутреннее напряжение в пьесе.

— Мне очень помог язык, как ни странно. Во всей пьесе абсолютно нет конфликта. Вернее, он односторонний. Это неправильная драматургия спектакля, потому что обычно есть определённое сопротивление противоборствующих сил, а тут героиня плывёт по течению.

Сложность роли — взаимодействие одновременно и со зрителем, и с другими актёрами на сцене. Основной задачей было сделать спектакль не «однобоким».

— Задача, которую нам поставил режиссёр, заключалась в том, чтобы эта история была не только про буллинг глухих. Мы очень хотели показать зрителям, что эта пьеса и про обычных людей. Например, подружка Анны Соня также оказывается жертвой буллинга. Но в отличие от Анны, сбежать от суровой реальности она боится.



Сама постановка подсветила все мрачные стороны жизни человека с ограниченными возможностями здоровья.

— Спектакль показал мир таким, какой он есть в действительности, — рассказала Ксения. — В конце пьесы Анна уезжает во Владивосток, чтобы открыть для себя мир мечты. В реальности, я думаю, невозможно это сделать. Но лично мне очень бы хотелось стремиться к чему-то светлому, хотя бы даже банально к любви друг к другу.

Несмотря на то, что Анне удаётся уехать, этот шаг не воспринимается зрителем как побег от самой себя. В её отъезде есть некий внутренний протест против несправедливости.



Занятия идут с восьми утра до трёх ночи

Кстати, учиться в театральном институте и играть в спектаклях — задачка не из простых. Сначала у студентов идут пары, а потом актёрская практика.

— С первого по третий курс мы находимся в институте с восьми часов утра и до трёх часов ночи. По расписанию занятия заканчиваются в девять вечера, а потом идёт «доработка». У нас множество интересных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь, вокал, танец, фехтование, бой, акробатика. Помимо этого, мы ещё и к сдаче теории готовимся.

Все навыки, которые молодые актёры получили на занятиях, на четвёртом курсе «перерабатываются» в постановках. Ритм бешеный. За месяц студенты играют около 20 спектаклей.

— Мы играем практически каждый день, — поделилась актриса. — Устаём, конечно, но без этого уже просто не можем. Театр нужен нам как воздух.



Однако такую нагрузку выдерживают далеко не все студенты. В группе Ксении Лехановой из 30 человек осталось лишь 15. Для актёра недостаточно иметь просто интересный типаж, нужно быть выносливым и готовым много трудиться.

— Бывает такое, что мастеров цепляет что-то в студенте. Они берут его, а потом начинают работать и понимают, что внутри у человека пусто... Зацепить зрителя актёр смог, а удержать нет.

Про награды и регалии

Проект «Я — А-Н-Н-А!» затрагивает остросоциальные проблемы современного общества. Участники хотели привлечь внимание слышащих людей к переживаниям и сложностям глухих. Также для актёров было важно обозначить проблему инклюзии в современном обществе.

— Инклюзия в спектакле представлена в негативном ключе. Пьеса перед каждым зрителем поставила вопрос о возможности существования подобного «объединения». На мой взгляд, полноценной инклюзии, к сожалению, не может быть в современном обществе.

Подготовили спектакль к показу быстро: у ребят было всего 20 репетиций. В постановке задействованы восемь человек, ещё три занимаются светом и звуком. Режиссёром проекта, кстати, является Сергей Азеев. Он учился в ярославском театральном институте, а потом покорил своими постановками Москву, Санкт-Петербург и даже Берлин.

— Так как у Сергея Азеева большая занятость в проектах, для работы с нами он периодически приезжал. Пришлось быстро готовиться.



Более того, 28 февраля студенты ЯГТИ со спектаклем «Я — А-Н-Н-А!» поучаствовали в областном фестивале от Союза театральных деятелей России по Ярославской области. На нём были представлены восемь спектаклей из разных театров региона.

— С этим спектаклем было очень тяжело участвовать в каких-то других фестивалях, — поделилась Ксения. — В первую очередь именно из-за того, что это, скорее, социальный проект.

После участия постановка получила и общественное признание. 25 марта в Доме Актёра были объявлены лауреаты Девятого областного фестиваля профессиональных театров Ярославской области. На суд жюри было представлено восемь спектаклей. Ксения Леханова тогда получила диплом Лауреата в номинации «Театральный дебют» за авторство и главную роль в театральной постановке «Я — А-Н-Н-А!».

Актёры планируют развивать и показывать дальше эту постановку. По словам участников проекта, она имеет очень важный социальный эффект.

Фото: «Яркуб», архив Ксении Лехановой

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
17 апреля 2024 - 13:04
Детей забрали, пострадавших нет: глава Ярославского района прокомментировал ДТП с участием школьного автобуса
Предварительно, водителю стало плохо за рулём.
Детей забрали, пострадавших нет: глава Ярославского района прокомментировал ДТП с участием школьного автобуса

Глава Ярославского муниципального района Николай Золотников прокомментировал ДТП с участием школьного автобуса, съехавшего в кювет.

Напомним, авария случилась около половины восьмого утра 17 апреля у деревни Алексеевское Ярославского района. Как уточнил Николай Золотников, это произошло на дороге между деревней и трассой Ярославль — Иваново. Микроавтобус «Газель» столкнулся с автомобилем «Джак», после чего съехал в кювет.

По словам главы района, детей уже забрали родители, никто не пострадал. Предварительно, водителю стало плохо за рулём. Сейчас 63-летний мужчина проходит обследование в больнице. Известно, что он проходил предрейсовый осмотр. К состоянию дороги нареканий также нет.

«Газель» уже вытащили с помощью эвакуатора на дорогу. Сотрудники Госавтоинспекции продолжают устанавливать все обстоятельства случившегося.

Фото: Николай Золотников

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

17 апреля 2024 - 11:34
На трассе под Ярославлем автобус с детьми вылетел в кювет
По предварительной информации, дети не пострадали.
На трассе под Ярославлем автобус с детьми вылетел в кювет_270308
На трассе под Ярославлем автобус с детьми вылетел в кювет_270309

В Ярославском районе школьный автобус с детьми вылетел с дороги в кювет. О происшествии рассказали в пресс-службе УМВД России по региону.

ДТП случилось около половины восьмого утра 17 апреля в районе деревни Алексеевское Ярославского района. Микроавтобус ГАЗ, которым управлял 63-летний мужчина, столкнулся с автомобилем «Джак», после чего вылетел с дороги в кювет.

По предварительной информации, в салоне микроавтобуса находились шесть детей, они не пострадали. Водитель микроавтобуса госпитализирован. Причины ДТП устанавливаются. Наиболее вероятная — водителю «Газели» во время движения стало плохо.

Фото: «Ярославль LIVE»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

16 апреля 2024 - 19:08
«Ростелеком» в Ярославле провёл цикл занятий по кибербезопасности
Финальным уроком стал киберквиз.
«Ростелеком» в Ярославле провёл цикл занятий по кибербезопасности _270275
«Ростелеком» в Ярославле провёл цикл занятий по кибербезопасности _270276
«Ростелеком» в Ярославле провёл цикл занятий по кибербезопасности _270277

«Ростелеком» провёл уроки кибербезопасности для семейных команд Ярославля. В течение месяца на базе регионального филиала международной школы математики и программирования «Алгоритмика» девять школьников вместе с родителями или бабушками и дедушками приняли участие в занятиях по цифровой грамотности. Финальным уроком стал киберквиз, который состоялся в день рождения Рунета.

— Виртуальный мир таит немало опасностей. Наша задача — научить ярославцев правилам грамотного поведения в Сети. Поэтому уже более пяти лет мы проводим занятия по кибербезопасности. За этот период слушателями программы стали около тысячи человек. А для тех, кто хочет осваивать материал самостоятельно, мы выпустили книгу «Прекрасный, опасный, кибербезопасный мир». Бесплатная электронная версия размещена на сайте компании, — сказал директор филиала ПАО «Ростелеком» в Ярославской и Костромской областях Роман Русских.

— Для семейного киберквиза мы разработали специальную программу по принципу известной телевикторины. Команды выбирали вопросы и отвечали на них. Если команда ошибалась, право ответа переходило к другим участникам. Мероприятие показало, что семьи хорошо подготовились, так что большинство ответов были правильными. Уверен, наше сотрудничество с «Ростелекомом» позволит и дальше создавать новые увлекательные и полезные проекты, — добавил директор филиала международной школы математики и программирования «Алгоритмика» в Ярославле Юрий Валянов.

— Спасибо организаторам за прекрасный вечер! Мы считаем, что такие занятия надо проводить регулярно, чтобы дети и взрослые говорили на одном, цифровом, языке. Сегодня, например, некоторые молодёжные выражения в вопросах мне были совершенно непонятны, но сын привёл нашу команду к победе, — поделились победители семейного киберквиза, семья Домановых.

Кибербезопасность — один из приоритетов современного общества, поэтому «Ростелеком» уделяет большое внимание информационной безопасности в Сети и повышению цифровой грамотности детей и взрослых. Эта работа также соответствует целям Альянса по защите детей в цифровой среде и созданию комфортной и безопасной цифровой среды.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет