«Совесть – лучший контролер»: 20 лет спустя в Ярославле кондукторов снова заменят контролеры, но вместо компостеров будут терминалы
1 апреля в Ярославле стартует глобальная модернизация транспорта. Постепенно начнется отказ от наличной оплаты проезда. Уже летом купить билет можно будет только по безналу. Кондукторов заменят контролеры. Интересно, что по похожему принципу транспорт работал в советские и 1990-е годы. К совести тогда пассажиров взывали стихотворными произведениями, звучащими в салоне. Как будет на этот раз? «Яркуб» решил вспомнить, как оплачивали проезд в прошлом веке. И напомнить, что ждет ярославцев уже в ближайшем будущем.
Новые способы оплаты
Теперь оплатить проезд можно будет несколькими способами: с помощью банковской карты, новой «ЯКАРТЫ», персонифицированной транспортной карты и через специальное приложение «Ярославская область транспорт» (с помощью QR-кода или функции Bluetooth).
У каждой двери автобуса будет установлен валидатор.
-
На маршрутах от «1» до «99» включительно карту нужно приложить один раз;
-
На маршрутах, нумерация которых начинается от «100», приложить карту к терминалу необходимо дважды: при входе в автобус — для регистрации начала поездки, а также на выходе — чтобы зафиксировать окончание поездки. Если не приложить карту второй раз, то система будет думать, что человек едет до конечной остановки.
Билет будет выдаваться на руки только при оплате проезда наличными у водителя или кондуктора. Возможность расплатиться наличными в автобусах сохранится, пока пассажиры не привыкнут к новой системе. Но в перспективе от наличной оплаты намерены отказаться совсем — в начале лета.
«Обилечивание пассажиров должно производиться водителем на остановочных пунктах», — подчеркнули в дептрансе.
Отметим, что все автобусы будут работать по регулируемым тарифам, льготы будут предоставляться. Добавим, что в городе до окончания действия контрактов пока сохраняются несколько маршруток, работающих по нерегулируемому тарифу. В перспективе маршрутных такси не останется совсем.
Проездные
С 1 апреля стоимость проездных не изменится, заверила глава дептранса.
Автобусы будут выходить на линии поэтапно, поэтому власти собираются предложить обновленную схему тарифов проездного абонемента лишь после того, как весь парк обновится. Однако пока ее детали не раскрываются.
«Действующая стоимость разовой поездки и абонементное меню на городских маршрутах и маршрутах, перешедших в статус межмуниципальных, сохраняются. Проездные билеты долговременного пользования (абонементы) продолжат действовать с учетом существующих условий и порядка продления», — рассказали в департаменте транспорта.
Бумажных билетов больше не будет
Кондукторов в новых автобусах заменят контролеры. Сначала они будут помогать людям разобраться с новой системой оплаты — показывать, как это сделать безналичным способом.
Валидаторы не выдают билеты. Контролер будет проверять оплату проезда с помощью специального устройства. Для проверки нужно поднести карту или смартфон к считывающему терминалу в руках сотрудника — на экране появится информация о последней оплате.
Если пассажир оплатил поездку с помощью мобильного приложения, то у него в смартфоне сформируется электронный билет с QR-кодом, который надо будет предъявить контролеру.
Контролеры
Поначалу контролеры будет в вежливой форме просить безбилетников оплатить проезд. Сотрудники будут следить за тем, чтобы в транспорте не было «зайцев».
«Здравствуйте! Для оплаты проезда по безналичному расчету необходимо приложить карту или телефон к нижней части валидатора. Дождаться звукового сигнала об оплате проезда. Также Вы можете оплатить проезд по QR-коду в приложении. В случае оплаты наличным расчетом необходимо произвести оплату у водителя», — памятку с таким обращением к «зайцам» раздали в ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» контролерам.
На базе областного предприятия «Яроблтранском» будет интегрирована система подсчета пассажиропотока. С помощью нее будет понятно, сколько и в какие автобусы людей зашло и сколько из них оплатило проезд. У контролеров на планшетах сформируется задание — они будут понимать, в какой автобус им нужно переместиться, чтобы произвести контроль. Сейчас в регионе действует сторублевый штраф за безбилетный проезд.
К слову, следить за оплатой проезда будут более 400 контролеров.
«Совесть — лучший контролер»
Раньше в России действовала похожая схема обилечивания пассажиров без кондукторов: заходя в общественный транспорт, люди клали деньги в механическую кассу, крутили ручку, отрывали билетик и пробивали его в компостере.
— Первые компостеры, насколько помню, появились еще в далекие 1960-е, — рассказал «Яркубу» основатель проекта «Ретро Ярославль» Игорь Рогожкин. — В советское время эти устройства устанавливались во всех салонах трамваев, троллейбусов и автобусов. Пассажиры заходили, бросали монетки и отрывали талончики. Конечно, были безбилетники, как без них. Прежде всего, это дети, иногда бедные студенты. Работающие люди, как правило, ездить «зайцем» себе не позволяли. Но тогда и проезд нельзя было назвать дорогим, по карману он не бил.
Игорь вспоминает: некоторые, пытаясь обмануть кассу, вместо монеты кидали в него жетоны или пуговицы. У кого-то даже срабатывало. В 1970-1980-е иногда на линиях можно было встретить контролеров. Конечно, если в их лапы попадались дети, они не свирепствовали. Могли погрозить пальцем, почитать нотации, после чего отпустить.
В 1990-е широкое распространение получила практика использования долгосрочных проездных билетов. Купить проездной на месяц и совершать по нему неограниченное количество поездок было выгоднее и проще. Проездные продавали на предприятиях, в вузах и школах. Можно было купить и разовые талоны. Их продавали в небольших будках, которые можно было встретить на некоторых остановочных пунктах. Игорю в 1994-1995 годах довелось поработать водителем пятого и шестого троллейбуса, поэтому многие моменты, связанные с общественным транспортом, хорошо отложились в памяти.
— Работал тогда без кондуктора в салоне. Но и обязанности продавать билеты, как у нынешних водителей, у меня не было. Действительно все было на совести пассажиров, — рассказывает Игорь. — Однако каждую неделю минимум один раз на линии контролеры устраивали проверку. Чаще на конечной на Богоявленской площади. Когда подъезжал, они сразу просили открывать только переднюю дверь и через нее выпускать пассажиров. У них проверяли наличие билетов. Не скажу, что было много «зайцев», но всегда кто-нибудь да попадался. Штрафовали их тут же, на площади. После оплаты штрафа выдавали специальную квитанцию. Особо буйных усмиряла милиция — будка тогда была прямо на Подбелке. Контролем занималась, кстати, «Контрольно-ревизионная служба».
Уже ближе к концу 1990-х в транспорте начали появляться кондукторы, в прямые обязанности которых стала входить продажа билетов. «Зайцев» они получили право высаживать. Интересно, что компостеры в салоне сохранялись еще долгое время как артефакт прошлого. Несколько экземпляров осталось до сих пор в коллекции музея «ЯрГорЭлектроТранса».
Получается, спустя 20 с лишним лет история во многом повторится. Кондукторов заменят устройства на поручнях. Только вместо бумажных талонов будут электронные билеты. Контролировать оплату будут контролеры. По сути, вновь созданное ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» будет выполнять часть обязанностей «Контрольно-ревизионной службы» из 90-х.
Интересно, что в 1990-е пассажиров призывали исправно оплачивать проезд в том числе по автоинформатору, иногда зачитывая стихотворные произведения. Креативный подход! В распоряжении «Яркуба» оказались несколько записей автоинформаторов, которые воспроизводились в салонах ярославского общественного транспорта в 1990-2000-е годы. С ними вы можете ознакомиться или послушать и испытать ностальгию ниже.
Фото: «Ретро Ярославль» / VK; пресс-служба правительства Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».