Сталкинг, буллинг и сбор персональных данных: «Ростелеком» рассказал о киберрисках в детской среде
«Ростелеком» и аналитическая компания MINDSMITH при поддержке Альянса по защите детей в цифровой среде провели просветительский вебинар, посвященный киберрискам и безопасности детей и подростков в онлайн-среде.
Интернет уже давно стал неотъемлемой частью нашей жизни. Дети и подростки — активные пользователи интернета, поскольку доступ к глобальной сети практически повсеместен на компьютерах, смартфонах и планшетах. По данным Росстата, 80% детей в возрасте от трех до 14 лет пользуются интернетом хотя бы раз в день.
Но дети и подростки относятся к наиболее уязвимой категории пользователей: их познавательные способности, мировоззрение и навыки критического мышления находятся в процессе формирования. Дети проводят все больше и больше времени в интернете и сталкиваются с киберрисками.
Задача взрослых — оградить их от интернет-угроз, повысить осведомленность. Разобраться в проблеме помог футуролог, основатель и управляющий партнер компании MINDSMITH Руслан Юсуфов. На вебинаре он рассказал реальные истории, в которых дети и подростки становились жертвами кибермошенников.
Что же представляет угрозу? Специалисты называют несколько разновидностей рисков в интернете: от сексуальных домогательств до киберзапугивания. Однако риски, с которыми сталкиваются дети, выходят далеко за рамки этих областей. К примеру, риски, связанные с маркетинговым и информационным, распространением дезинформации и контента, не предназначенного для несовершеннолетних пользователей, остаются недооцененными.
Специалисты предложили классификацию рисков. Эта структура рассматривает проблему с точки зрения нескольких категорий.
Всего экспертами было выделено 23 главных риска для детей и подростков в интернете. Они оценили каждый из них по степени опасности и проработанности технологий защиты и поделили на шесть групп. Вот лишь некоторые из них.
Сталкинг, буллинг и сбор персональных данных: «Ростелеком» рассказал о киберрисках в детской среде
Криминализация, втягивание в криминальные практики
Сюда относятся риски, связанные с вовлечением детей в криминальные, запрещенные законодательством практики. В группах и сообществах, пропагандирующих деструктивные действия, детям активно навязываются безнравственные ценности и установки. Например, обесценивание человеческой жизни, проявление агрессии и жестокости. Особенно опасно, что если ребенок заинтересовался радикализацией определенной формы, вероятность того, что алгоритмы социальных сетей порекомендуют контраргументы, способные его переубедить, крайне мала.
Маркетинговое давление, рискованные денежные отношения
Интернет часто выступает инструментом для рекламы и продажи детям некачественных, опасных товаров. А передовые маркетинговые стратегии помогают компаниям выстраивать отношения с детьми. Тонкие психологические уловки и дизайнерские решения подтолкнут пользователей на выполнение определенных действий, поощряя постоянное совершение покупок.
Личностная атака, психологическое насилие
К этой группе относятся риски, конечная цель которых — нанести моральный, физический или иной ущерб конкретному ребенку. Злоумышленник проявляет целенаправленную агрессию в сторону ребенка или предпринимает попытки использовать его в корыстных и противоправных целях. Наиболее распространен и известен каждому кибербуллинг, или интернет-травля. Повторяющиеся эпизоды агрессивного поведения, направленные на то, чтобы напугать, унизить или разозлить человека.
Информационное давление, информация, не предназначенная для детей и подростков
К этой группе относятся риски, в основе которых лежит информация, способная травмировать, дезинформировать, подтолкнуть ребенка к неверным выводам или опасным действиям. К этой группе относятся и вовлечение детей в массовые активности, челенджи, которые могут угрожать психическому и физическому здоровью участников или окружающих.
Аддикция, формирование зависимости от интернет-среды
К этой группе можно отнести риски, при наступлении которых у ребенка формируется зависимость от интернета в целом или конкретных его элементов. Последствия таких рисков заключаются в ухудшении общего самочувствия ребенка, его социальных связей и успеваемости в школе. Нередко подобная зависимость приводит к отклонениям в поведении, отсутствию интереса к привычной жизни и депрессии.
Кроме того, эксперты оценили степень опасности каждого риска. Так, к рискам с низкими степенями опасности и защищенности относятся дезинформация, игровая зависимость и темные паттерны, а к наиболее актуальным и требующим внимания — радикализация и экстремизм, создание и распространение материалов с детской порнографией, кибербуллинг и сексуальные домогательства.
Сталкинг, буллинг и сбор персональных данных: «Ростелеком» рассказал о киберрисках в детской средеСталкинг, буллинг и сбор персональных данных: «Ростелеком» рассказал о киберрисках в детской средеСталкинг, буллинг и сбор персональных данных: «Ростелеком» рассказал о киберрисках в детской среде
Как же защитить детей от угроз, которые они могут встретить в интернете? Специалисты предлагают несколько тактик: инструменты родительского контроля и мониторинга, интернет-фильтры, автоматизированная модерация и сервисы оказания помощи.
Благодаря исследованию «Ростелекома» становится понятно, что важность информирования детей о киберугрозах и киберрисках играет огромную роль в том, чтобы они знали, как справляться с любыми проблемами, с которыми они могут столкнуться в интернете.
Безусловно, заинтересованные стороны могут помочь защитить детей в интернете. Такая работа уже ведется в рамках Альянса по защите детей в цифровой среде, одним из учредителей которого стал «Ростелеком». Борьба с киберугрозами требует взаимодействия множества заинтересованных сторон: образовательные учреждения, государство, коммерческие предприятия, родители, IT-разработчики и некоммерческие организации. И, по крайней мере, центр этой экосистемы — сами дети.
Особенно важно развивать у детей навыки цифровой гигиены и безопасного использования интернета. Дети не всегда понимают, к каким рискам могут привести их неосознанные действия, поэтому они нуждаются в тщательном наблюдении при использовании смартфонов и компьютеров, а также должны быть обучены базовым навыкам кибербезопасности как можно раньше, чтобы помочь им научиться выявлять киберриски и смягчать их последствия.
Иллюстрации: Ростелеком
На правах рекламы
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».