Насилие становится способом коммуникации в семье: психолог из Ярославля рассказала о причинах травли в школах
В конце апреля ярославцев потрясла шокирующая новость об избиении школьницы сверстниками, которые сняли весь процесс на видео. Подробности этого инцидента быстро разлетелись по федеральным СМИ и вызвали широкий общественный резонанс.
Все случилось 21 апреля на пустыре, расположенном на отшибе Дзержинского района. Компания подростков от 12 до 15 лет гуляла в безлюдном месте, когда 15-летний парень начал бить сухим борщевиком сверстницу по голове. От удара палка разлетелась в щепки. Рядом стояли и другие ребята, но они даже не пытались остановить подростка — просто смеялись, пока девочка плакала от боли и унижения. Процесс школьники засняли на видео. Через несколько дней после избиения запись появилась в соцсетях.
Многих поразила подобная детская жестокость, кто-то до последнего не верил, что происходящее на видео правда, якобы дети просто играли. Тем не менее этим случаем заинтересовались многие структуры: от департамента образования Ярославской области до Следственного комитета в лице главы ведомства Александра Бастрыкина.
Сразу начались всевозможные проверки. Выяснилось, что у юноши были проблемы с законом, и буквально месяц назад он имел привод в полицию за хулиганство. Еще через некоторое время прокуратура Дзержинского района вынесла неутешительный для виновников инцидента вердикт: поместить их в Центр временного содержания на месяц.
Администрации школы № 5, ученики которой стали «героями» этой истории, внесено представление об устранении нарушений законодательства «в связи с ненадлежащей профилактической работой».
«Яркуб» попробовал разобраться, как же возникают подобные ситуации, почему столкнувшиеся с обидчиком дети не всегда могут дать отпор или убежать, и как уберечь своего ребенка, если он стал объектом травли со стороны сверстников? На эти вопросы нашего портала ответила Наталья Хабарова, педагог-психолог МУ центра «Доверие».
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — систематическая агрессия, травля, угрозы, применение насилия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно ее это задевает.
Насилие становится способом коммуникации в семье: психолог из Ярославля рассказала о причинах травли в школах
— Почему в детской среде возникает такие случаи насилия? Попытка самоутвердиться?
— Дети не рождаются жестокими. Детская среда — «зеркало» того, что происходит в среде взрослых. Терпимость к насилию, агрессия, жестокость, неумение безопасным для себя и окружающих способом выражать чувства (обида, злость и прочее).
Если в семье принято «отыгрывать» тяжелые чувства на более слабом, на том, кто не в состоянии ответить (чаще всего это дети), то такой ребенок, велика вероятность, похожим образом будет переадресовывать свою агрессию другим, более слабым.
Попытка самоутвердиться также имеет место.
— Какие могут быть причины возникновения травли?
— Я бы выделила несколько причин проявления агрессии:
-
Дети и подростки не всегда понимают различия между лидерством и доминированием;
-
У многих агрессоров отличные коммуникативные способности и лидерские качества. Но! Они не умеют использовать их во благо. Задача взрослого — научить;
-
Ребенок сам подвергался жестокому обращению (например, в семье);
-
Видеоконтент с пропагандой насилия в сочетании с низким уровнем развития критического мышления ребенка;
-
Иногда причиной буллинга бывает скука;
-
У подростка не хватает таких социальных навыков, как эмпатии, способности договариваться, справляться с негативными эмоциями. Для них характерен эгоцентризм (особенность подросткового возраста);
-
Кто-то с помощью такого поведения пытается завести себе друзей, привлечь к себе внимание;
-
Среди агрессоров имеется часть детей с расстройством личности, нечувствительностью к чужим страданиям и получением от этого радости. Может потребоваться помощь психиатра.
— Если родители видят, что ребенок попал в плохую компанию, что им стоит сделать?
— Если ребенок уже попал в такую компанию, важно понимать, что он получает там. Например, если дома подростка постоянно критикуют, обесценивают его переживания, то он, скорее всего, найдет «сочувствующих» среди сверстников. В таком случае рекомендации для родителей могут быть такими:
-
Быть чутким к переживаниям ребенка, адекватно на них реагировать;
-
Воздерживаться от критики. Критика ранит и может негативно сказываться на самооценке;
-
Знать друзей своего ребенка (кто они, чем увлекаются, где учатся);
-
Помнить, что рискованное поведение характерно для подростков. Они пробуют, совершают ошибки, делают выводы. Важно выстроить с ним доверительные отношения, чтобы ребенок мог делиться и просить помощи у вас;
-
Если ребенок совершил проступок, не оценивать его как личность, не навешивать ярлыков, а выразить свое отношение к поступку, действию.
— Если такой акт насилия случился один раз, может ли это в дальнейшем перерасти в травлю? Если за ребенка никто не заступится или он сам не даст отпор?
— Если говорить конкретно об учениках школы № 5, в сети есть информация, что в отношении пострадавшей девушки подростки проявляют агрессию не в первый раз. Это действительно буллинг. Его отличает от конфликта несколько особенностей:
-
буллинг всегда ассиметричен (обидчик превосходит в силе жертву);
-
буллинг осуществляется преднамеренно, целью его является причинение физических и душевных страданий человеку;
-
буллинг подрывает у жертвы уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение, унижает его человеческое достоинство;
-
буллинг — это групповой процесс, в котором принимает участие насильник (буллер), жертва и свидетели;
-
подвижность ролей;
-
буллинг никогда не прекращается сам по себе. Все участники процесса нуждаются в помощи со стороны взрослых.
Конкретно в данном случае можно выделить несколько перечисленных выше особенностей.
Любой акт насилия может перерасти в травлю, и любой ребенок может оказаться жертвой. Есть дети, которые в группе риска, и у них шанс оказаться в роли жертвы выше. Чаще всего это дети, которые «дают» насильнику желаемую реакцию: истерика, мольбы о пощаде, агрессивные реакции.
— Как нам известно, пострадавшая дружит с девочкой, которая есть на видео. И как говорят одноклассники, продолжает дружить. Почему возникает такая ситуация, что ребенок не уходит от обидчиков? Он «привязался»?
— Не зная личностных особенностей пострадавшей, сложно точно сказать, почему она дружит с одной из девочек, что их связывает. Тем не менее нередко бывает, что, оставшись один на один, агрессор и жертва могут вполне мирно общаться. Для агрессора важно наличие свидетелей, зрителей.
— Люди в соцсетях недоумевают, почему девочка не могла убежать или дать сдачи? Она была напугана, какой-то защитный механизм?
— Девочка оказалась в стрессовой ситуации. В этом случае у пострадавшего вырабатываются гормоны адреналин и кортизол и срабатывает один из защитных механизмов «бей, беги, замри». Таким образом, кто-то бежит от обидчиков, кто-то проявляет агрессию, а кто-то замирает. Иногда интуитивно срабатывает инстинкт самосохранения. Можно себе представить, как бы отреагировали преследователи, если бы девочка попыталась убежать: азарт, погоня, еще больше агрессии...
— Кому из участников этой истории нужно обращаться к психологу?
— Психологическая помощь в случае буллинга требуется всем: жертве, агрессору, свидетелям.
Последствия для жертвы: одним из наиболее серьезных последствий насилия является риск суицидального поведения у пострадавшего (могут воспринимать самоубийство как избавление от страданий). Риск возрастает, если ребенка никто не поддерживает. Родители не замечают, что их ребенок страдает или отмахиваются от проблемы («сам разберешься, не маленький»). Подростки редко напрямую обращаются к родителям с просьбой о помощи. Зачастую «работают» стереотипы: «не нужно „стучать“ и жаловаться на одноклассников, мне же хуже будет...»
Другие последствия насилия для жертвы: снижение самооценки и самоуважения, повышение уровня тревоги, развитие депрессивного состояния, снижение активности, успеваемости, нежелание посещать образовательное учреждение, плохой сон, стремление избегать общения, плохое самочувствие, криминальные действия.
— А какие последствия могут быть для обидчика и свидетелей?
— Опыт «успешного» доминирования с помощью насилия закрепляется у агрессора, как единственно возможный способ добиться желаемого положения в обществе. Насилие становится способом коммуникации с окружающими (в семье, с коллегами по работе в будущем). Такой способ взаимодействия с социумом является деструктивным и однажды буллер рискует «нарваться» на другого насильника, превосходящего его в силе, и самим стать жертвой. Большинство агрессоров сами являлись жертвами насилия.
Став свидетелями, многие дети и подростки испытывают ощущение беспомощности и чувство вины из-за своего бездействия или неспособности остановить происходящее, а также страх оказаться на месте жертвы. В том случае, когда насилие неоднократно повторяется, у части свидетелей возникает желание ассоциировать себя с силой (обидчиком), а не со слабостью (жертвой), и они находят оправдания насилию, обвиняя в нем жертву. Повторяющиеся сцены насилия притупляют сострадание у очевидцев, формируют толерантность к агрессии.
Вывод
Любой ребенок может стать жертвой травли и буллинга. Причем столкнуться с унижениями со стороны сверстников дети могут вне зависимости от интеллектуальных, физических способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и ее свидетели.
Родителям, которые узнали, что в школе практикуются издевательства, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотек. Ребенку нужно объяснить, как действовать, если он или другие дети в школе подвергаются травле. Кроме того, важно развить у ребенка эмпатию, критические мышление, понимание и уважение границ других людей.
Фото: Ирина Ж. / Яндекс Карты; нейросеть Kandinsky 2.1
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».